|
«Я верно болен» (Гумилев Николай Стихи)Это стихотворение написано Гумилевым предположительно в 1917-1918 годах, в период наступления творческой зрелости поэта. В эти годы он переживает духовный кризис, связанный с событиями революции и Гражданской войны. Рушатся прежние ценности и устои, что отражается в смятенном мироощущении Гумилева. Вместе с тем он углубляется в осмысление своего этнического и культурного наследия. По жанру это сонет, написанный классическим ямбом и построенный в соответствии с канонами жанра (две четверостишия, два трехстишия). Основная тема стихотворения — экзистенциальное одиночество, отчуждение лирического героя от окружающего мира, погруженность в грёзы о своих духовных истоках. Центральная идея — постижение собственных культурно-этнических корней как способ преодоления кризиса личности. В плане сюжета представлена история душевных метаний и странных видений лирического героя. В двух первых катренах он описывает свое тягостное душевное состояние, предчувствие каких-то прошлых жизней, волнение крови. В заключительном терцете следует картина видения — южный приморский город, где некогда шли кровавые бои и где, предположительно, погиб сам лирический герой. Лирический герой предстает замкнутой, экзальтированной натурой, чувствующей в себе отголоски древнего диких кровей и народов. Он испытывает внутреннюю метафизическую тревогу, ощущение вневременного бытия, отстраненность от окружающего. Но одновременно в его душе живут прорывающиеся воспоминания о прошлых перевоплощениях. Использованы метафоры (сердце в тумане, веянье заразы, гранит залит солнцем), олицетворения (океан в пене), сравнения (как татарин косоглазый), эпитеты (королевские алмазы, цветущие сады, широкий ятаган), инверсии (веяньем заразы обуян). Обилие архаизмов, историзмов (ятаган, гунн, алмазы и т. д.), создающих атмосферу старины. Звукопись с повторяющимися о, а, придает речи гулкий оттенок. Классический пятистопный ямб. Смежная рифмовка катренов (туман-ятаган, гранит-убит) и перекрестная рифмовка терцетов, построенная по закону опоясывания (стены-пены, куполами-садами). Мужские рифмы придают интонациям решительность и сдержанность. Произведение производит сильное философски-медитативное впечатление, погружая в мир душевных терзаний поэта-романтика. Чувствуется искренность переживаний, связанных с экзистенциальным разладом с окружающей реальностью. Вместе с тем уход в грезы о древних истоках позволяет лирическому герою найти опору для внутреннего возрождения. Гумилёв мастерски сочетает предметную образность акмеизма с романтической приподнятостью и психологизмом. Поэтическая форма сонета отличается высочайшей культурой, академизмом и в то же время свободой и непринужденностью. Перед нами одно из значительных философских произведений зрелого Гумилёва. Обновлено: Опубликовал(а): Адам Внимание! Спасибо за внимание. |
|