|
«Дон-Жуан» (Гумилев Николай Стихи)Это произведение относится к зрелому периоду творчества Гумилёва. Оно было написано около 1920 года, когда поэт находился в расцвете акмеистической эстетики со свойственным ей предметным миропониманием. Стихотворение отражает философские размышления Гумилева о путях человеческой жизни, об отношениях полов и духовных исканиях. По жанру это философская лирика в форме монолога от лица известного литературного образа — Дон Жуана. Основная тема — экзистенциальный выбор между наслаждением жизнью и духовным самоусовершенствованием. Центральная идея произведения — осмысление пути истинного романтика, не чуждого плотских радостей, но в итоге принимающего христианские заветы. В плане сюжета перед нами исповедь лирического героя, проживающего жизнь на пределе страстей и затем обращающегося к покаянию. Композиционно стихотворение делится на две части — в первом катрене излагается романтическая "надменная и простая" мечта вечного странника-обольстителя. Во втором катрене следует трезвый взгляд на жизнь, когда необходимо принять христианство. Лирический герой — это романтический образ Дон Жуана, вечного соблазнителя, жаждущего новых любовных авантюр. Он ведет поистине донжуанский образ жизни в молодости, стремясь "обмануть время" и "лобзать новые уста". Однако с возрастом в него приходит разочарование, тоска по семье, осознание бессмысленности прежних забав. Он решается на духовное перерождение, смирение и покаяние. Использованы метафоры (надменная мечта, обмануть время, опомниться как лунатик, ненужный атом), олицетворения (время медлительное), инверсии (взор потупить, темя посыпать), эпитеты (оргия победная, бремя спасающее железное). Язык высокий, напоминающий шекспировские монологи. Обилие отрицаний, вопросительных предложений передает рефлексию лирического героя. Два катрена, написанные белым пятистопным ямбом. Мужская рифмовка, чередование женской и мужской рифм придает строгость и лаконичность. Паузы, анжамбеманы выделяют ключевые смысловые обороты. Произведение производит глубокое философское впечатление, заставляя задуматься о высших смыслах бытия. Гумилев умело использует образ вечного странника, чтобы поставить извечные вопросы о путях жизни, о соотношении страстей и духовного очищения. При внешней простоте сюжетной коллизии налицо глубокая духовная проблематика. Афористичный слог, лаконичность формы, мастерское владение классическими приемами делают это стихотворение образцом зрелого акмеистического стиля поэта. Перед нами одно из ярких творческих достижений Гумилева в русле философской медитации. Обновлено: Опубликовал(а): Адам Внимание! Спасибо за внимание. |
|