|
«Мне снилось» (Гумилев Николай Стихи)Стихотворение "Мне снилось" было создано Гумилёвым в 1918 году, в период острого личного кризиса в его отношениях с Анной Ахматовой. Это произведение является ярким образцом философской лирики поэта, затрагивающей экзистенциальные вопросы жизни и смерти. По жанру данное стихотворение представляет собой элегическую зарисовку, лирическую медитацию на тему угасания чувств и преходящести бытия. Его центральной темой выступает мотив обретения душевного покоя после ухода из жизни, безболезненного принятия смерти. Идейный замысел произведения заключается в утверждении идеи высвобождения от страстей и освобождения от власти земных привязанностей после наступления смерти. Гумилев как бы предвосхищает эту финальную развязку, пытаясь заглянуть за грань жизни. Стихотворение разворачивается как описание сновидения, в котором лирический герой и его возлюбленная уже "умерли оба" и лежат в "белых гробах". Поэт последовательно описывает ощущения, которые посещают героев за гранью жизни. С одной стороны, это состояние эмоциональной опустошенности, полного "успокоения" от земных страстей: "сердцу не больно, что сердце не плачет", "бессильные чувства так странны". С другой стороны, приходит ясность восприятия, отрешенность от призрачности былого: "застывшие мысли так ясны", "губы твои не желанны". Сам сюжет стихотворения циклически замкнут - начальная и финальная строфы полностью повторяют друг друга. Это создает ощущение кругооборота бытия, беспредельного умиротворения за гранью жизни. Гумилев использует образы предельной простоты и наглядности: "белые гроба", "успокоенный взгляд", "вечно прекрасные" губы. Отсутствие метафоричности и вычурности придает стихотворению аскетичную сосредоточенность и недосказанную многозначительность. Ритмика произведения строга и размеренна — трёхстопный анапест с парными мужскими рифмами. Это создает эффект покойного речитатива, молитвенного заклинания. В целом "Мне снилось" оставляет тягостное, элегическое впечатление. Гумилев сумел мастерски воссоздать атмосферу внутреннего отрешения, отстраненного созерцания смерти как закономерного финала жизненного пути. При этом произведение пронизано высокой одухотворенностью и недосказанной многозначительностью переживаний. Оно является одним из ярких примеров позднего периода творчества поэта, когда его лиризм обретает поистине метафизическое звучание. Обновлено: Опубликовал(а): Адам Внимание! Спасибо за внимание. Полезный материал по темеИ это еще не весь материал, воспользуйтесь поиском
|
|