|
«Слово» (Гумилев Николай Стихи)Стихотворение "Слово" было написано Гумилевым в 1919 году, за два года до его трагической гибели. Это произведение является одним из ярких образцов философской лирики поэта, затрагивающей глубокие онтологические и религиозные вопросы бытия. По жанру данное стихотворение представляет собой элегию-размышление о Слове как изначальной сущности мироздания, высшей духовной реальности, противопоставленной бренному материальному миру. Центральной темой является осмысление роли и природы Слова, наделенного в произведении чертами библейского Логоса — божественного Первоначала всего сущего. Идейный замысел стихотворения заключается в трагическом утверждении забвения людьми изначальной сакральной сущности Слова. Отождествляя его с Богом в духе евангельской традиции, Гумилёв упрекает современников в низведении Слова до уровня бытовых вещей, за цифрами которых они утратили способность улавливать его истинные "оттенки смысла". Лирический герой предстает ошеломленным свидетелем удивительной картины сотворения мира, в котором безграничная мощь Слова способна приостанавливать движение солнца и звёзд, разрушать целые города. Это Слово уподобляется "розовому пламени", парящему над вселенной и внушающему благоговейный трепет даже птицам и светилам. Грядущее оскудение и забвение Слова рисуется в элегических тонах. Гумилев использует выразительные метафоры "дурно пахнут мертвые слова", "опустелый улей", указывая на распад некогда живого и осмысленного Логоса. Образ "патриарха седого", предпочитающего условные "числа" вместо животворящего Слова, символизирует торжество рационализма и утрату связи с первоосновами бытия. Противопоставление возвышенной библейской символики и современных реалий создаёт щемящее ощущение метафизической ностальгии по утраченной целостности мироздания. Ритмику четырехстопного хорея отличают рваный ритм и обилие цезур, придающих стихотворению патетическое звучание. "Слово" производит очень сильное впечатление глубиной заложенных в него философских раздумий и религиозно-мистических переживаний. Гумилёв с большой силой выразительности рисует картину изначального могущества и божественной сущности Слова как квинтэссенции бытия, противопоставляемой холодному рационализму новейших времен. Произведение пронизано высокой одухотворенностью, обращением к библейской образности и акмеистической философии "вещного" слова. "Слово" является одним из вершинных созданий позднего Гумилёва, запечатлевшим кризис духовности и отчуждение от сакральных смыслов бытия в начале 20 века. Обновлено: Опубликовал(а): Адам Внимание! Спасибо за внимание. |
|