|
Могут ли соседствовать высокие мечты и суровая реальность? Аргументы И. А. Гончаров «Обломов», Ф. М. Достоевский «Преступление и наказание» (Итоговое сочинение (декабрьское))Человеческое существование издревле пронизано противоречием между идеалами и реальностью, мечтами и жесткими жизненными обстоятельствами. Высокие стремления души зачастую вступают в противоборство с суровым миром повседневности. Так могут ли эти две ипостаси нашего бытия — возвышенные порывы и будничная проза — ужиться друг с другом? На мой взгляд, соседство мечты и реальности не только возможно, но и жизненно необходимо. Устремленность к идеалам питает человеческий дух, не позволяя ему замкнуться в тесном кругу обыденности. В то же время реальность является почвой, без которой любые мечтания превращаются в пустой самообман. Рассмотрим эту проблему сквозь призму романа И. А. Гончарова "Обломов". Главный герой здесь предстает одновременно мечтателем и выразителем будничной рутины. Илья Ильич Обломов - личность глубокая, поэтическая, постоянно витающая в мире грез о согласии с природой, патриархальной жизни, исполненной любви и красоты. Его мечты уходят корнями в детские годы на родовом поместье, ставшие для него олицетворением идиллии. "С утра постели не покидал; грезил наяву... и наслаждался созерцанием жизни", — описывает его Гончаров. Вместе с тем вся жизнь Обломова проходит в полной безысходности, инертности, оторванности от реального мира. Таким образом, в этом образе наблюдается разрыв между возвышенными мечтами и невозможностью их реализации из-за ухода от действительности. Противоположный пример находим в романе Ф. М. Достоевского "Преступление и наказание" — здесь высокие идеи вынужденно сосуществуют с жестокой реальностью. Родион Раскольников, бывший студент, движим дерзновенной теорией о разделении людей на "тварей дрожащих" и "право имеющих" на пути к великой цели. Эта мечта о причастности к элите переустраивающих мир толкает его на жестокое убийство старухи-процентщицы. Однако в результате Раскольников сталкивается с трагической действительностью — муками совести, страхом преследования, духовной деградацией. Но именно эти страдания и приводят его к катарсису, осознанию ложности своей теории и необходимости искупления. В судьбе Раскольникова высокие, пусть и извращенные, идеи не могут отделиться от жизненной реальности, и это роковое столкновение открывает герою путь к духовному перерождению. Оба рассмотренных романа демонстрируют разные модели соотношения мечты и реальности. У Гончарова они разобщены, у Достоевского — вступают в драматическое противоборство. Но ни один из авторов не отрицает важности их сосуществования. Подводя итог, можно сказать, что мечта и реальность — две неотъемлемые стороны человеческого бытия, находящиеся в постоянном взаимодействии и взаимовлиянии. Устремленность к высоким идеалам питает духовные силы человека, не позволяя ему полностью раствориться в будничности. Но в то же время реальный мир является почвой, благодатной средой для претворения любых мечтаний в жизнь. Разрыв с действительностью превращает мечты в пустую иллюзию, но и полное отречение от них ведет к растрате душевных сил, сведению жизни к бессмысленному существованию. Поэтому лишь в гармоничном единстве находятся истинный смысл и путь к человеческому самосовершенствованию. Обновлено: Опубликовал(а): Адам Внимание! Спасибо за внимание. Полезный материал по теме
И это еще не весь материал, воспользуйтесь поиском
|
|