|
М. Ю. Лермонтов утверждал: «Есть чувство правды в сердце человека». Как проявляется это «чувство правды»? Аргументы М. Ю. Лермонтов «Герой нашего времени», «Демон» (Итоговое сочинение (декабрьское))Михаил Юрьевич Лермонтов, один из величайших поэтов и мыслителей XIX века, провозгласил поразительно глубокую истину: "Есть чувство правды в сердце человека". Эти гениальные слова отсылают нас к изначальной нравственной интуиции, заложенной в душе каждого из нас. Некий моральный компас, внутренний голос совести — то, что направляет человека на праведный путь и не позволяет окончательно сбиться с верной дороги. В творчестве самого Лермонтова эта концепция "чувства правды" находит яркое отражение. Его герои, несмотря на все заблуждения и противоречия, способны прислушиваться к зову совести, пробуждающему в них жажду истины и стремление к нравственному совершенствованию. Наиболее полно эта идея воплощена в образе Печорина — главного героя романа "Герой нашего времени". Печорин предстает перед читателем личностью сложной, противоречивой, способной как на поразительное благородство, так и на черствость и жестокость. Однако сквозь маску его демонического равнодушия постоянно просвечивает потребность в самопознании и тоска по идеалам. "Для чего я жил? для какой цели я родился?". В этих строках звучит душевная смута человека, утратившего высокие ориентиры, но где-то внутри все еще хранящего "чувство правды". И, возможно, именно благодаря этому зову совести Печорин в конце своего жизненного пути начинает прозревать истинные человеческие ценности, отрекаясь от эгоизма и холодного расчета. Таким образом, в образе Печорина отчетливо проявляется идея Лермонтова о зароненном в душе правдоискании, ведущем человека к нравственному самосовершенствованию. Не менее глубокое раскрытие тема "чувства правды" получает и в поэме "Демон", символически противопоставляющей божественное и демоническое начала. Главный герой, могучий Демон, олицетворяет мятежный дух богоборчества, гордыню и неприятие божественных законов. Он парит над миром, следуя лишь зову собственной воли и презирая все человеческое. Однако встреча с юной Тамарой, воплощением чистоты и добродетели, пробуждает в Демоне нечто давно забытое, связанное с его ангельской сущностью: "Забытое, невыразимое волненье, упитанное жизнию ума, нахлынуло на дремлющее чувство". Эти строки намекают на извечную правду, живущую где-то в глубине его души, невзирая на все противоречия. В образе Демона Лермонтов воплощает мысль о том, что даже самые греховные создания сохраняют в себе последние крупицы чувства правды, способные стать путеводной нитью к духовному возрождению. Оба рассмотренные произведения Лермонтова убедительно иллюстрируют его максиму о "чувстве правды в сердце человека". Как Печорин, так и Демон переживают духовные искания, вызванные внутренними нравственными импульсами, противостоящими их греховной натуре. Слова великого поэта о врожденном для человека стремлении к истине и добродетели находят мощнейшее художественное воплощение в его творчестве. Способность внимать "чувству правды", заложенному в каждую душу, становится залогом преодоления нравственного кризиса и восхождения к новым духовным высотам. Очевидно, что в этих глубоких строках Лермонтов уловил одну из сокровенных истин о человеческом бытии, делающую возможным не только личностный, но и общественный прогресс на пути к свету и добру. Обновлено: Опубликовал(а): Адам Внимание! Спасибо за внимание. Полезный материал по теме
И это еще не весь материал, воспользуйтесь поиском
|
|