|
«В Дамаск» (Брюсов Валерий Стихи)Стихотворение "В Дамаск" было написано Валерием Брюсовым в 1904 году и вошло в его сборник "Stephanos", ознаменовавший расцвет его творчества в русле философского символизма. Название произведения отсылает к библейскому образу пути в Дамаск, ставшего для апостола Павла путем духовного преображения. Сам Брюсов находился в этот период под влиянием идей неоплатонизма и розенкрейцерства. По жанру это философско-любовная лирика, типичная для поэтов-символистов начала ХХ века. Основная тема — прославление физической любви и чувственного влечения как высшего мистического таинства, подобного религиозному обряду. Идейный замысел стихотворения заключается в одухотворении и sakrализации любовного акта, наделении его космическим масштабом и значением. Лирический герой предстает как влюбленный человек, воспринимающий свои переживания в мистически-возвышенном ключе, на грани экстаза. Его чувства исполнены одновременно трепета и упоения перед священнодействием любви. Движение к слиянию с возлюбленной осознается как путь духовного посвящения, воссоединения с высшими сферами бытия. Брюсов обильно использует символистскую образность и мифопоэтическую лексику: "храм", "священнослужители", "обитель", "тропарь", "алтарь", "ангелы", звезды-лампады". Многочисленны метафоры и олицетворения, подчеркивающие сакральный характер любовных переживаний: "слова звучат строго", "ночь — алтарь", "водоворотом схвачены последних ласк". Активно используются звукопись, аллитерации, ассонансы. Стихотворение написано усеченным четырехстопным хореем с перекрестной рифмовкой. Этот размер придает стиху ритмическую упругость и торжественность интонации, созвучную религиозно-мистической тематике. Короткие строки создают эффект сдержанного, но концентрированного чувственного напряжения. В целом "В Дамаск" производит очень сильное впечатление одухотворенностью, воплощением культа Эроса в ритуальной, мистериальной образности. Брюсов виртуозно использует арсенал символистской поэтики, чтобы воспеть любовь как высшее таинство, слияние физического и метафизического начал бытия. Получается яркий философско-эротический гимн, исполненный пафоса посвящения в сакральные сферы. Стихотворение ярко демонстрирует вершинные достижения символистской лирики русского модернизма начала ХХ столетия. Обновлено: Опубликовал(а): Адам Внимание! Спасибо за внимание. |
|