|
«Баллада» (Гумилев Николай Стихи)Это стихотворение в жанре баллады было написано Гумилёвым в 1908 году и вошло в его третий поэтический сборник "Жемчуга". К этому времени поэт уже был признанным мастером, ведущим представителем акмеистического направления в русской поэзии начала ХХ века. Мотивы странствий, мистики и оккультных образов стали характерными для его творчества. По жанру это баллада — драматическое повествовательное стихотворение с явно выраженным сюжетом. Сюжетная линия имеет четкую композицию: завязка (получение даров от Люцифера), кульминация (скитания на конях), развязка (встреча с Девой Луны и дар Отчаянья). Баллада навеяна мистико-романтическими образами и мотивами. Лирический герой предстает романтическим странником, жаждущим духовных странствий и познания высших сфер бытия. Ему присущи черты бунтаря, кощунственно принимающего дары от Люцифера. Одновременно он пребывает в мистическом экстазе от созерцания космической Девы. Его безрассудная страсть к странствиям граничит с безумием. Центральные образы — кони как символы неудержимой вольной жизненной стихии, Люцифер как демоническое начало, Дева Луны как олицетворение возвышенной красоты и чистоты. Рубиновое кольцо, звездные ночи, огненные дни, бичи и пр. — атрибуты романтического мистицизма. Последний конь Отчаянья символизирует обреченность героя. Гумилев использует возвышенную романтическую лексику, насыщенную метафоричностью и экзотическими элементами. Важную роль играют глагольные эпитеты ("били копытом", "солнце зажглось", "коней ударил бичом"), рисующие динамичные картины. Обилие рефренов и повторов ("кони", "кольцо" и пр. ) создает яркий стихотворный ритм. Баллада написана шестистопным хореем, характерным для этого жанра. Рифмовка перекрестная, чередуются женские и мужские рифмы, что придает стиху особую ритмическую упругость. Баллада Гумилева производит сильное впечатление энергичной, динамичной поэтической зарисовкой. Яркие, порой гротескные образы создают атмосферу мистического авантюризма и жажды странствий. Романтический бунтарь-скиталец предстает как герой, дерзко бросающий вызов законам бытия. В то же время финальный аккорд безысходного Отчаянья придает трагический оттенок его буйным исканиям. В целом баллада ярко демонстрирует мастерство Гумилева как одного из крупнейших поэтов-акмеистов Серебряного века. Обновлено: Опубликовал(а): Адам Внимание! Спасибо за внимание. |
|