|
Вы здесь: Критика24.ру › Есенин С. А.
Анализ стихотворения «Пороша» 1914 (Есенин С. А.)Стихотворение «Пороша» относится к пейзажной лирике. Стихотворение было написано в 1914 году, когда автор жил в Москве и глубоко переживал разлуку со своей малой родиной — селом Константиновым, где его взору открывались бескрайние просторы Руси, ее красоты и дали. Автор наделяет лирического героя искренней радостью от созерцания русской природы. В стихотворении можно выделить 4 микротемы. В первой строфе перед нами предстает образ лирического героя. По-видимому, он едет на санях и наслаждается своим путешествием. Вокруг тишина. Только топот копыт, звон колокольчика и крики ворон. Во второй строфе взор лирического героя останавливается на других деталях открывающейся перед ним картины природы, но все эти детали превращаются у Есенина в художественные образы. Так, например, используя прием олицетворения автор рисует образ дремлющего леса, причем сон его не простой, а сказочный, ведь и сам лес «заколдован невидимкой», словно невидим под толщей снега. В этой же строфе начинается третья микротема – описание образа сосны, которую лирический герой выделяет из общей массы деревьев. Используя одновременно сравнение и олицетворение, в сочетании с просторечиями: «подвязалася», «понагнулась», сосна уже видится нам простой русской женщиной в преклонных годах, согнувшаяся, «как старушка», опирающаяся «на клюку». В вышине, «под самою макушкой» «долбит дятел». Его стук, присоединяясь к крикам ворон, говорит лирическому герою, что хотя вокруг зима, природа продолжает жить. В заключительной строфе лирический герой радуется простору, снегу — теплой «шали» для родной земли и бесконечной дали, в которую «убегает дорога». И дорога, и снег — также художественные образы, создающиеся при помощи метафор: «стелит шаль», «убегает лентой в даль», эпитета «бесконечная». Все эти четыре микротемы объединяются общей темой любви к русской природе и малой родине — месту, где родился лирический герой, который в данном стихотворении автобиографичен. Каждая деталь, как мы видим описана здесь с трепетной нежностью и любовью. Глубокий лиризм сихотворения, а также его музыкальность передается благодаря использованию четырехстопного хорея, осложненного пиррихием и чередованию мужской и женской рифмы. При описании столь образной картины природы играет роль и употребление односоставных нераспространенных предложений: «Еду.», «Тихо.». Немалую роль в создании художественных образов описываемой картины природы играет звукопись. При помощи аллитеррации, (использования повторяющегося сонорного Н) нашему слуху словно передается звон колокольчика: «слышны звоны под копытом на снегу». Благодаря повторению согласного Д нам словно передается стук дятла: «Долбит дятел». Повторение глухого согласного С помогает автору передать ощущение сна, неподвижности, статичности природы: «Дремлет лес под сказку сна. Словно белою косынкой Подвязалася сосна». Использование ассонанса (частое использование гласных А, О, Е): «Скачет конь, простору много»; «Бесконечная дорога Убегает лентой вдаль» помогает передать широту бесконечных просторов Руси. Обновлено: Опубликовал(а): andreisamsonov Внимание! Спасибо за внимание.
|
|