|
«Отношение к членам общества как к индивидуумам — отличительная черта современного общества <…> «Индивидуализация» теперь означает нечто совершенно отличающееся от того, что она означала сто лет назад…» (ЕГЭ обществознание)Из курса обществознания мне известно, что индивидуализация — это процесс выделения человека как относительно самостоятельного субъекта, оформление его уникальности и неповторимости. Британский социолог XX века, З. Бауман утверждал: “Отношение к членам общества как к индивидуумам - отличительная черта современного общества <…> «Индивидуализация» теперь означает нечто совершенно отличающееся от того, что она означала сто лет назад <…> Индивидуализированы лишь обязанности и необходимость справляться с ними… разрастается брешь между индивидуальностью как судьбой и индивидуальностью как практической и реальной способностью отстаивать свои права". Иными словами, ученый размышляет об изменениях, произошедших в социуме, и о том, как они повлияли на понимание “процесса индивидуализации”, поднимает проблему усложнения процесса индивидуализации за последние годы. Действительно, необходимость становиться тем, кем является человек, — это особенность современной жизни. Если раньше индивидуальность людей можно было определить, например, по тому, в семье какого сословия родился индивид, то сейчас любая женщина или любой мужчина могут постоянно находиться в движении, развиваться, искать себя, выбирать ту профессию, которая интересна им по душе, учиться там, где они хотят. В XXI веке условия для самореализации личности равные, перед человеком лежит множество путей. Так, рожденный в богатой семье может продолжить жить за счёт родителей и оставаться богатым, рожденный в небогатой семье может разбогатеть за счёт усилий, терпения, ловкости. Конечно, общество принимает не все наши поступки, общественное мнение может угнетать, тогда нам приходиться отстаивать свои права и бороться за сохранение индивидуальности. Поэтому я поддерживаю мнение З. Баумана о том, что в наше время усиливается разрыв между индивидуальностью как судьбой и индивидуальностью как способностью отстаивать свои права. Я могу это подтвердить конкретными примерами. С приходом к власти большевиков в XX веке система сословий, в которой главенствующую роль играла унаследованная принадлежность, была заменена на классовую, в которой приобретение членства есть цель и связано с личными достижениями. В качестве первого аргумента, подтверждающего мысль З. Баумана, рассмотрим биографию Юрия Гагарина. Весь мир знает его как первого человека, полетевшего в космос, Героя Советского Союза. Но мало кто знает, что его родители были обычными сельскими тружениками из деревни Клушино Гжатского района и что стал юноша знаменитым лишь благодаря собственным усилиям. Так, в 1959 году Ю. А. Гагарин написал заявление с просьбой зачислить его в группу кандидатов в космонавты и был успешно зачислен, после чего начались изнурительные тренировки. Многие историки сходятся во мнении, что для первого полета выбрали именно Юрия Гагарина, потому что он усердно готовился к космическому путешествию, не боялся трудностей, много трудился. Недаром Сергей Королёв говорил о нём следующее: «Юра — настоящий русский парень: честный и добросовестный, открытый и жизнерадостный, смелый и талантливый и очень любящий людей». Юрий Гагарин избрал путь космонавта и прошел его достойно. Из простого советского гражданина он стал всемирно известным героем. Его поступок точно будут помнить столетиями. Таким образом, история жизни первого космонавта вдохновляет и приводит к осознанию, что для достижения высоких результатов человек должен научиться правильно ставить цели, адекватно оценивать свои результаты, перестать бояться общественного мнения, стараться всеми силами сохранять свою индивидуальность и отстаивать свои права и обязанности. Лишь собственным трудом мы можем стать сильнее и лучше других. Индивидуализация — это один из наиболее важных аспектов великих социальных преобразований. Сохранившиеся до нашего времени работы таких философов, как Фридрих Ницше, Френсис Бэкон, Иммануил Кант и другие, свидетельствуют о том, что тема поиска своего места в жизни является серьезной. Ответ на этот вопрос искал и один из главных героев произведения Л. Н. Толстого «Война и мир» Пьер Безухов. В начале произведения добродушный юноша позволил втянуть себя в «неприличные забавы» Анатолия Курагина и его друга. Далее, чтобы найти смысл жизни, Пьер Безухов вступил в масонство. В поисках любви он женился на Элен, девушке с "...необычайною, античною красотою тела...", не понимая, что этой семье нужны от него лишь деньги. Общество нередко насмехалось над его жизненными взглядами. Лишь позже Пьер Безухов осознал, что совершал много ошибок и что жить по чужим правилам и обманывать себя он не хочет. Свой путь в жизни Пьер Безухов нашёл в результате работы над собой. Для этого он преодолел многие испытания и трудности: потерял близкого друга, пережил плен и т. д. Однако, получив богатый жизненный опыт, дворянин научился видеть мир и себя в нем более ясно, стал жить счастливо. Он не позволил этому высокомерному и тщеславному богатому русскому обществу того времени сломить его индивидуальность. Неудачи представляют для человека особую ценность в процессе формирования личности. История жизни такого литературного героя, как Пьер Безухов, приводит к осознанию, что поиск себя — это сложный и достаточно длительный процесс, но необходимый. Главное — не сдаваться и не опускать руки перед трудностями. Недаром, по мнению русского писателя Л. Н. Толстого, «чтоб жить честно, надо рваться, путаться, биться, ошибаться, начинать и бросать, и опять начинать, и опять бросать, и вечно бороться и лишаться…». Этот аргумент свидетельствует о том, что если человек хочет найти своё место в жизни и обрести гармонию в душе, он должен перестать бояться перемен, общественного мнения и начать заниматься самопознанием и самоанализом. Недаром на уроках обществознания я слышала фразу о том, что ставшая индивидуальностью личность — это активно и творчески проявивший себя в жизни человек. Мы переходим из эры ранее заданных «референтных групп» в универсальную эпоху. Помимо этого, в качестве примера из реальной жизни рассмотрим биографию Дани Милохина. В своих интервью он рассказывает, что в детстве часто чувствовал себя одиноким, неинтересным и ненужным, его бросили родители, он жил в детском доме. Но однажды юноша открыл для себя мир социальных сетей. Сейчас Даня Милохин вспоминает, как многие в начале его пути отговаривали его, заявляли, что невозможно простому парню без связей и денег прославиться в интернете. Он их не слушал, верил, что его харизма и юмор помогут ему стать успешным. Важно заметить, что у Дани Милохина сейчас более 3 миллионов подписчиков в Instagram, более 10 миллионов подписчиков в такой социальной сети, как TikTok. У него много поклонников, его приглашают на различные мероприятия, но юноша не останавливается и продолжает работать дальше. История его жизни приводит к осознанию, что общество может принимать попытки «убить» в человеке все его уникальное и индивидуальное начало, но индивид может противостоять коллективу, если на кону стоят его убеждения, уверенность. В XXI веке социальное происхождение — это не главный фактор, влияющий на положение человека на социальной лестнице. Сейчас каждый, кто готов трудиться, создавать новое, может стать известным, благодаря социальным сетям. Таким образом, выражение “полученная” индивидуальность от рождения постепенно обесценивается в наше время. Разница между “практической и реальной способностью отстаивать свои права” и возможностью управлять социальными условиями, которые создают возможности для такой защиты, является одним из противоречий XXI века. Можно сделать вывод о том, что З. Бауман прав. Действительно, в наше время индивидуализация — это судьба, а не предмет выбора, как это было раньше. Это понятие отражает способность человека выделяться среди остальных людей и оставаться при этом частью общества. Человек, не знающий своего «я», беспомощен и слаб. Индивидуализация позволяет нам свободно экспериментировать и строить успешную жизненную траекторию. Нужно помнить, что понятие “личность” и “индивидуальность” всё-таки отличаются. Так, со словом "личность" обычно употребляются такие определения, как "сильная", "самостоятельная", отражая таким образом ее деятельностную представленность в глазах других, а об индивидуальности, наоборот, говорят "яркая", "неповторимая", "необычно мыслящая", имея в виду качества самостоятельной сущности. Не бойтесь отстаивать свои права для сохранения индивидуальности! В любом коллективе найдётся хотя бы одна личность, которая, не даст изменить себя. Обновлено: Опубликовал(а): Анна Кит Внимание! Спасибо за внимание. Полезный материал по теме
И это еще не весь материал, воспользуйтесь поиском
|
|