Счастливого нового года от критики24.ру критика24.ру
Верный помощник!

РЕГИСТРАЦИЯ
  вход

Вход через VK
забыли пароль?

Проверка сочинений
Заказать сочинение




Антоний Погорельский «Чёрная курица, или Подземные жители» (Читательский дневник)

«Чёрная курица, или Подземные жители» — волшебная повесть (сказка) для детей, написанная Антонием Погорельским и изданная в 1829 году. Стоит сказать, что сказка имеет автобиографические черты: Антоний (чьё настоящее имя — Алексей, как и у главного героя) много времени проводил вдали от родственников, в интернате, отражение этого детства можно увидеть и в произведении. Однако саму сказку писатель посвящает своему племяннику.

В сказке присутствует двоемирие: мир волшебный и сказочный сталкивается с вполне реальным миром. Мы даже знаем примерное время и место событий: 1780-е годы, Петербург, Васильевский остров. Именно там находится пансион, где проживает и учится главный герой — мальчик Алёша. События сказки начинают разворачиваться во время каникул, когда все ученики разъезжаются по домам, а Алёша вынужден оставаться в пансионе.

Там он занимает себя прогулками и кормлением куриц. У него есть любимица — курица Чернушка, она является вторым главным персонажем сказки, с которой и связано двоемирие и сказочный элемент произведения. Однажды, когда Чернушку пожелали зарезать, Алёша спасает её от этой участи. В ту же ночь Чернушка показывает Алёше удивительное подземное королевство. В нём Чернушка уже не курица, а почтенный министр, за спасение которого Алёше полагается награда от короля. Далее случается событие, которое становится основной проблемой сказки: Алёша просит способность всегда знать урок, ничего не изучая. Это просьба немного огорчает короля, но он вынужден подарить мальчику волшебное конопляное семечко, с которым Алёша мог всё знать. Жители также просят Алёшу хранить свой секрет: если он проболтается, им придётся покинуть место под пансионом.

Главный герой проходит довольно интересный путь. В самом начале сказки мы видим Алёшу добрым, вежливым ребёнком. У него есть хорошие друзья, он увлекается романами о рыцарях, у него хорошее воображение... словом, перед нами светлый, верящий в чудо ребёнок, который способен пожертвовать чем-то дорогим ради другого живого существа. Так, он отдает кухарке империал, подаренный бабушкой, чтобы та не тронула Чернушку, которая впоследствии становится его волшебным помощником.

Есть у Алёши и детское любопытство — он несколько раз ослушивается Чернушку, когда та желает провести его в подземное царство. Это чем-то отсылает нас и на фольклорные сказки. Например, «Иван-царевич и серый волк», где главный герой тоже не следовал наказам своего волшебного помощника.

Однако Алёшин характер меняется на протяжении сказки. Конопляное семечко портит его, он становится непослушным, ленивым, теряет всех своих друзей. Но стоит сказать, что такое превращение, пожалуй, связанно лишь с той властью, которую он приобрёл. Алёша навсегда останется добрым мальчиком глубоко внутри, что показывают его встречи с Чернушкой, перед которой ему стыдно за своё поведение. Увы, боясь потерять то положение, в котором он находится, Алёша выдаёт тайну подземных жителей. Эта ситуация становится кульминацией, после которой Алёша, наконец, готов отказаться от тех достижений, которые не принадлежат ему, ведь из-за своего поступка он теряет дружбу с Чернушкой и заставляет подземных жителей покинуть место под пансионом. Мальчик начинает понимать, что то добро, которое он имеет в себе, не нужно прятать. Оно должно отражаться во всех поступках, иначе окружающие могут отвернуться. Да, Алёша становится уникальным, обретает известность, но его товарищи не разделяют его радости, да и справедливый учитель, до этого любивший Алёшу, понимает, что уникальные способности не должны стать поводом к бездельничеству и наглости. Так, в сказке представлены две ситуации: главный герой окружен друзьями, верит в чудеса, старается прилежно учиться, пусть и, быть может, многое не выходит. Во второй ситуации герой умён, справляется с любой задачей, но эти заслуги не принадлежат ему. Он, тем не менее, присваивает их себе, зазнаётся, лишаясь друзей. Две ситуации противопоставляются друг другу. Писатель хочет показать, что настоящие ценности всегда просты и окружают нас, о них мы даже не задумываемся. Те вещи, которые человек наживает не своим трудом, никогда не смогут принести столько же наслаждения, сколько приносят вещи, которые ты сделал сам, пусть даже и не идеально.

Если же говорить об особенностях сказки, стоит сказать, что вся она построена на детском восприятии мира. Читатель не может точно сказать, происходили ли сказочные события, описанные в сказке, ведь и сам Алёша в конце сомневается, было ли всё это с ним. Более того, автор нарочно создаёт подземный мир таким, каким бы его мог видеть именно наш главный герой. Мы знаем, что тот любит рыцарей, и был очень огорчен, когда приехавший директор училищ не выглядел по-геройски, как Алёша себе представлял. На этом контрасте предстаёт подземное королевство, в котором есть и любимые Алёшей рыцари. Всё, что видит Алёша в царстве, восхищает его и полностью оправдывает его детские надежды.

Таким образом, сказочный подземный мир оказывается очень близок главному герою. Да и не только ему — юные читатели наверняка также разделили восторг Алёши по поводу такого удивительного мира. Двоемирие, созданное Погорельским, заставляет детей приблизить себя к событиям сказки, оттого те могут ассоциировать себя с главным героем. Его переживания и путь дети смогут полностью прочувствовать, поняв, насколько важно воспитать в себе добро и не присваивать себе те достижения, что твоими не являются.

Обновлено:
Опубликовал(а):

Внимание!
Если Вы заметили ошибку или опечатку, выделите текст и нажмите Ctrl+Enter.
Тем самым окажете неоценимую пользу проекту и другим читателям.

Спасибо за внимание.

.