|
Социальный протест в романе «Преступление и наказание» (Достоевский Ф. М.)Мировую славу Ф. М. Достоевскому принес роман «Преступление и наказание». Главную тему русской литературы — протест против несправедливости, угнетения человека, задавленного нищетой и произволом сильных мира сего, — автор поднимает на большую философско-этическую высоту. Герой романа — Родион Раскольников-предпринимает «бунт» не по причине личной обиды, но во имя всех униженных и оскорбленных. В чем новизна трактовки этой темы в романе? В центре внимания автора находятся нравственно- философские искания одержимого «идеей» героя и жизненная проверка его идеологических построений. «Задавленный бедностью» Раскольников постоянно ищет выход из трагического положения для себя и ему подобных. Страшные картины жизни большого города, человеческих страданий порождают у героя чувство озлобленности против общества и морали. Он стремится решить мучащие его вопросы ради счастья оскорблённых и униженных людей. Так рождается социальный «бунт» Раскольникова. Герой Достоевского принадлежит к людям мыслящим. Наблюдения над действительностью вызывают у него не только стремление помочь обездоленным, но и проверить, кто же он сам. В его теории, разделяющей людей на «тварей дрожащих» и на гениев, которым дана власть над этим «дрожащим муравейником», отразился крайний индивидуализм, возникший в условиях господства и произвола сильных и богатых. Раскольникову необходимо проверить, кто же он. Таким образом, в «бунте» Раскольникова соединяются страстный протест против чудовищной несправедливости, стремление помочь людям, избавив их от «кровопийцы»-процентщицы, с теорией сильной личности. Другой формой выражения социального протеста в романе являются картины бедного Петербурга, показывающие самое дно города и его обитателей. Основываясь на истории семьи Мармеладовых, автор рисует, как интеллигентная, добрая и любящая семья постепенно становится нищей, как сходит с ума Катерина Ивановна, как Соня идёт на панель ради пропитания своих младших братьев и сестер, как в свою очередь эти маленькие дети просят подаяния на улице, как деградирует и спивается в сущности любящий отец и муж — Мармеладов, осознавая, что он не в силах противостоять материальному давлению окружающего его мира, не может к нему приспособиться и обеспечить другую жизнь своим близким. Взаимная неприязнь Раскольникова и Лужина тоже основывается на социальной почве. Лужин для Раскольникова — воплощение бесчеловечности существующего строя, образ дельца-приобретателя, который хочет подчинить своей власти все и вся. Он и жену себе ищет бесприданницу, чтобы полностью повелевать ею, подчинить, иметь полную власть над ней. Эта философия раздражает Раскольникова и наталкивает на мысль: «Кому жить — Лужину или Катерине Ивановне?». Полный ненависти к Лужину, он идет на убийство во имя справедливости. Таким образом, автор демонстрирует, что крайне тяжелые социальные условия могут привести сильную и неординарную личность, как Родион Раскольников, к созданию подобных теорий сверхчеловека, который бы своей властью решил правосудие на земле. Однако в какую бы сторону он осуществлял свою миссию, всегда ли подобные действия несут добро? Автор с истинно христианских позиций призывает прежде всего к нравственному и моральному очищению мира, что повлечет за собой и социальные перемены. Обновлено: Опубликовал(а): Федя Внимание! Спасибо за внимание. Полезный материал по теме
И это еще не весь материал, воспользуйтесь поиском
|
|