|
Проблема духовной свободы личности в пьесе «Гроза» (Островский А. Н.)«Гроза» была написана А. Н. Островским в 1850 году. Главная героиня пьесы Катерина Кабанова — образ сложный, с которым связаны главные события произведения. На примере её судьбы автор ставит вопрос в духовной свободе личности. Катерина росла и воспитывалась в деревне, слушала рассказы странниц, ходила в церковь и была истинно верующей. Она всё принимала на веру. В результате в девушке развилась романтическая мечтательность, религиозность и жажда свободы, «грубые рассказы превратились в золотые поэтические сны» (Добролюбов). В церкви её не занимали обряды, она воображала себе райские сады. Её душа не знала горя и страдания. Выйдя замуж за Тихона, Катерина полностью теряет свою свободу, причем и духовную тоже. В доме Кабанихи она терпит унижения, оскорбления, убеждаясь в безволии своего мужа. В результате внутри неё назревает конфликт между внутренним миром и окружающей её средой. Полюбив Бориса, Катерина только усилила трагичность своего положения, поскольку он сказался так же безволен, как Тихон. Главная героиня прекрасно понимает греховность своего чувства, но не в силах противиться природе и целиком отдается этому порыву и потребности души любить и быть любимой. Борис был образован и создал иллюзию у Катерины, что он способен её понять и почувствовать. Девушка решила, что обрела родственную душу, загнанную в угол Диким так же, как она сама. В отличие от Варвары, Катерина не желает лгать и изворачиваться, она натура честная и прямолинейная: «Не хочу здесь жить, так не стану...». В трагическом конфликте с окружающими она одинока, её никто не поддерживает. Постепенно героиня понимает, что в этой среде она никогда не сможет удовлетворить свою потребности в любви и внутренней свободе. На протяжении всей драмы её сопровождает мотив полета, стремление стать птицей и подняться в небо. Главной героине кажется, что она как птица в железной клетке в чужой семье. И хотя это движение не имеет точно обозначенной цели, оно символизирует внутреннее стремление девушки к свободе души. Катерина не могла покориться, вернуться в жестокий темный мир. Если она не может жить так, как мечтала и хочет, то и жизни такой ей не надо. Надо обладать огромной решительностью, чтобы найти в себе силы и умереть, как это сделала Катерина. Она предпочла смерть жизни в грязи и подлости «темного царства». В гибели Катерины — «страшный вызов» самодурству и порядкам «тёмного царства». «Своей смертью она вызвала протест против Кабановых и Диких, их понятия о нравственности» (Добролюбов). Драма показывает, что народ ищет новой жизни, внутренней свободы, соответствующей его нравственным потребностям, что старые отношения его не удовлетворяют. Но куда движется народ и его душа? Обновлено: Опубликовал(а): Федя Внимание! Спасибо за внимание. Полезный материал по теме
И это еще не весь материал, воспользуйтесь поиском
|
|