|
Что есть «истинная» правда? По пьесе М. Горького «На дне» (ЕГЭ по литературе)Как-то мне пришлось услышать фразу: комедия субъективна, думаю, тоже можно сказать и о правде. У всякого свой взгляд на мир, каждый видит всё происходящее через призму собственного мироощущения. Может, правды и вовсе нет, вдруг окажется так, что она и не нужна никому. Живёт человек, грезит о чем-то лучшем, и, кажется, что живет он не в тесной, старой комнатушке на отшибе, а в маленькой уютной квартирке, и работает не на лошадиной работе, а на важной должности, требующей наисильнейшей усидчивости и кропотливости. Казалось бы так существовать намного проще. Над этим вопросом рассуждает М. Горький в пьесе «На дне». Он собирает вместе людей, имеющих разное мнение относительно правды и её роли в жизни человека. Так, например, Бубнов — человек с чётким пониманием того, что правда должна быть такой какая она есть. Она необходима человеку в её первородном необработанном виде. «Как по мне — вали всю правду как она есть!» — говорит Бубнов. Зачем тешить себя ложными представлениями, иллюзиями. Нет ничего лучше действительности в её истинном проявлении. Пусть правда расстроит, сломает, убьёт — не важно. Поэтому он не понимает, зачем Лука врет жителям ночлежки и даёт ложные надежды. Он смеётся над рассказом о праведной земле и прямо говорит о то, что старик врёт и врать не умеет. Бубнов также честен и в отношении себя, он называет себя пьяницей, ленивым человеком без совести и чести. Однако его точка зрения столь радикальная, что не каждый сможет её принять. Жить с голой правдой сложно, а оставаться счастливым ещё сложнее. Менее кардинальная точка зрения у Сатина. Такая позиция звучит сильно и уверенно, но тот, кто идёт с ней по жизни должен вынести ни мало испытаний, сохранить твёрдость характера и убеждений. Однако не всякий способен на это и тогда, не остаётся ничего, кроме утешительной лжи, которую вносит в жизнь обитателей ночлежки Лука. Его точка зрения построена на любви к ближнему от ничтожного вора и алкоголика до знатного барина. При первом же появлении он говорит: «Ни одна блоха не плоха, все чёрненькие, все прыгают». Он утешает умирающую Анну, рассказывая о спокойной загробной жизни, убеждает Актёра в существовании праведной земли, единственный слушает Настю. Как сказал Сатин: «Он как мякиш для беззубых», насыщает желанной надеждой, дарит сладостный шанс на спасение от этой тяжкой, пахнущей гнилью жизни. «Не всегда правдой душу вылечишь» — говорит Лука, человеку нужна вера во что-либо, без неё он умрет, не сможет вынести унылой, жестокой действительности. Старик слишком жалостлив и мягок, его позиция преподносит человека как существо ни на что не способное, жалкое и слабое. Поверить во что угодно, только бы не встречаться с правдой лицом к лицу. В этом Лука полная противоположность Сатина, чья позиция построена на более реальных убеждениях Конечно, каждый имеет право верить в то, что считает нужным или не верить ни во что вовсе. Правда субъективна. Однако мне больше близка позиция Сатина, бежать от реальности нельзя, она настигнет, как настигла мужика, верящего в существование праведной земли. Иллюзии рухнут, и человек останется наедине с жестокой действительностью. Верить в себя, в свои возможности — вот что важно, ведь в конечном итоге всё, что у тебя есть — это ты сам. Обновлено: Опубликовал(а): NYURA Внимание! Спасибо за внимание. Полезный материал по теме
И это еще не весь материал, воспользуйтесь поиском
|
|