Счастливого нового года от критики24.ру критика24.ру
Верный помощник!

РЕГИСТРАЦИЯ
  вход

Вход через VK
забыли пароль?

Проверка сочинений
Заказать сочинение




Тематика творчества в романе М. Булгакова «Мастер и Маргарита» (ЕГЭ по литературе)

В романе М. Булгакова «Мастер и Маргарита» поднимаются многие вечные темы и тема творчества – одна из них. Данную проблему М. Булгаков раскрывает через образы нескольких персонажей: критика и редактора Берлиоза, свободного поэта — Ивана Бездомного и настоящего творца — Мастера. Так три разных героя показывают три разных отношения к творчеству.

С появлением Берлиоза в первых главах, мы знакомимся с бюрократическим творчеством. Михаил Александрович даёт поучения Бездомному, как написать об Иисусе так, чтобы разуверить граждан в его существовании. При этом Берлиоз разговаривает цитатами из книг, истинный смысл которых ему неизвестен.

Многое говорит и должность секретаря МАССОЛИТА, где собрана галерея «псевдописателей» и «псевдопоэтов». Здесь у каждого произведения есть своя цена и срок. Хочешь написать новеллу или рассказ — бери «полнообъемный творческий отпуск» на две недели, роман или трилогию — до одного года. Такой сухой расчет подчеркивает неправдоподобность творческого процесса. Члены МАССОЛИТА пишут по нужде в деньгах или отпуске, а не из душевной потребности.

Отдельное место занимает образ Ивана Бездомного. В первых главах в развитии диалога Берлиоз упоминает, что Иисус у молодого поэта получился «как живой». Эта художественная деталь указывает на талант Бездомного. Он умеет обращаться со словом, но что же ему помешало стать хорошим поэтом, почему его стихи «чудовищны»? Бездомный тоже является членом МАССОЛИТА, а значит заложником условностей и требований. Поэт не может находиться в рамках, его мысль должна быть вольной. И из-за различного рода «наставников» и критериев, Бездомный становится писчим станком, работающим сугубо по заказу.

Противопоставлен двум предыдущим героям Мастер — истинный творец, которому чужды условности и требования. Он пишет, потому что это его потребность. Единственное, чего он желает — это уединенное место и перо с бумагой, никакой праздности и «сытости». Герой не пишет роман, а живет им, поэтому критические статьи Латунского и шквал осуждений так ранят Мастера, что он отрекается от своего творения, от любви Маргариты, считает себя недостойным этого. А обида и горечь обретают облик спрута «с очень длинными и холодными щупальцами». Случившееся надламывает рассудок Мастера. В этом образе воплощен истинный облик творца. Творить — значит жить для Мастера, таким и должен быть настоящий писатель, поэт, художник. Творчество не имеет рамок, не имеет цены и срока, единственное что им управляет — это

вдохновение.

Итак, тема творчества в прозе М. Булгакова раскрывается с разных сторон. С точки зрения удовлетворения своих приземленных желаний и потребностей у Берлиоза и Бездомного, и острой жизненно важной необходимости у Мастера. Автор противопоставляет мнимое подлинному.

Обновлено:
Опубликовал(а):

Внимание!
Если Вы заметили ошибку или опечатку, выделите текст и нажмите Ctrl+Enter.
Тем самым окажете неоценимую пользу проекту и другим читателям.

Спасибо за внимание.

.