|
Своеобразие конфликта и композиции пьесы «На дне» (Горький Максим)М. Горький, творивший в начале двадцатого века, в своих произведениях поднимал вечные проблемы: проблему человека и среды и проблему свободы человека. При этом Горький являлся новатором. Например, в пьесе "На дне" наблюдается сочетание нового мотива (люди дна) и традиционности (любовные треугольники, проблема разных взглядов на жизнь). Рассмотрим своеобразие конфликта и композиции этой пьесы. Для начала, стоит отметить, что композиционное строение произведения характеризуется отсутствием резких ходов сюжета, а хронологическая последовательность сюжета говорит о его линейности. Что касается конфликтов пьесы, они составляют сложную систему. С одной стороны, в произведении представлен социальный конфликт — конфликт между хозяевами ночлежки и её обитателями. С другой — конфликт взглядов, отношения к жизни героев. К конфликтам также стоит отнести любовные треугольники, так как внутри них тоже возникают противоречия и столкновения. Итак, мы видим, что несмотря на простоту композиции пьесы "На дне", разнообразие конфликтов делает её многогранной. Рассмотрим конфликты более детально. По моему мнению, стоит начать с второстепенного конфликта пьесы — любовного треугольника между Василисой, Васькой Пеплом и Наташей. Василиса, вышедшая замуж за Костылёва не по любви, а по расчёту, страдает от его жестокости. Разве может женщина быть счастливой, когда муж называет её "Нищая... свинья...", "Васка... поганая!". У Василисы "дьявольский характер", и она готова бороться за своё счастье любыми способами.
Мы видим то, насколько пустой человек Василиса, отсутствие в ней человеческого. Таким образом, любовный конфликт разрешается победой жестокой Василисы и поражением влюблённых. Автор показывает, что на "дне" нет места настоящим нежным чувствам. Основной конфликт пьесы — философский. Он в той или иной степени затрагивает всех героев произведения. Всё начинается с появления в ночлежке странника Луки, который делится своим взглядом на мир. Лука проповедует сострадание к ближним, надежды на лучшее. Те, кто поверил Луке, стали мечтать, строить планы. Но старик не рассказал о трудностях жизни, его слова — пустышки, сладкая ложь, которая на время позволяет забыться. Сатин — антипод Луки, он считает, что "ложь — религия рабов и хозяев", а "правда — бог свободного человека". Несмотря на его возгласы о гордости человека, его величии, Сатин сам находится "на дне", не прикладывая никаких усилий, чтобы изменить это. Лука утверждает, что "не всегда правдой душу вылечишь", однако и его утешение не "вылечило душу" ни Анне, которая всё же умирала в страхе и сожалении о своей короткой жизни, ни актёру, который нашёл смысл жизни в утопических надеждах о лечебнице и, утратив надежду, покончил с собой. "На дне" — произведение, в котором нет открытого дидактизма, читатель сам в праве сделать выбор между двумя "правдами". Подводя итог вышесказанному, хотелось бы отметить, что, хоть и композиция пьесы проста, своеобразие конфликтов делает произведение многогранным, всегда актуальным благодаря раскрываемым конфликтам. Обновлено: Опубликовал(а): bina.mart Внимание! Спасибо за внимание.
|
|