|
Роль женских образов в пьесе М. Горького «На дне» (ЕГЭ по литературе)В пьесе М. Горького «На дне» пять женских образов. У каждой из героинь своя судьба, свой характер. Жизненные обстоятельства, в которых они находятся, подчёркивают несправедливость общественного устройства. По тому, насколько свободна женщина, насколько благополучна её судьба, можно судить, насколько совершенна жизнь. В мире ночлежки, где живут обездоленные «бывшие люди», судьбы женщин изломаны, трагичны. Уже в экспозиции мы слышим голос сорокалетней торговки пельменями Квашни, которая гордится тем, что она свободная женщина. Горький опыт замужней жизни сделал её недоверчивой к мужчинам. Она не собирается никому в паспорт «вписываться», будь то хоть «принц американский». Она уверенно заявляет, что ни за что не отдаст себя «мужчине в крепость». О своей прошлой жизни ничего хорошего Квашня рассказать не может. Единственный счастливый день – похороны мужа, который жестоко её избивал. «Как издох мой милый муженёк, - ни дна ему, ни покрышки, - так я целый день от радости одна просидела; сижу и всё не верю счастью своему…» - вспоминает женщина. Полицейский Медведев предлагает Квашне венчаться, но та долго не соглашается. А закончилось всё тем, что она взяла в сожители Медведева, с которым обращается строго и даже поколачивает его. В этой женщине сохранилась доброта. Она сочувствует умирающей Анне, предлагает ей поесть горячих пельменей, и в то же время ей не хватает деликатности и душевного такта. «И как ты, мать, с таким злыднем жила?» - спрашивает она у несчастной Анны, не понимая, что бедной женщине неприятно это слышать. Наиболее трагична в пьесе судьба Анны. О своей тяжёлой жизни рассказывает она Луке, потому что остальные равнодушны к страданиям несчастной женщины: «Не помню – когда сыта была… Над каждым куском хлеба тряслась… Всю жизнь мою дрожала… Мучилась… как бы больше другого не съесть… Всю жизнь в отрепьях ходила…всю мою несчастную жизнь…» Ничего хорошего не было в жизни этой страдалицы. Но кроткая терпеливая Анна сохранила в своей душе доброту, любовь у мужу. «Там пельмени мне оставила Квашня… возьми, поешь», - просит она мужа, называя его уважительно работником. Пример ещё одной изломанной женской судьбы представляет жизнь Насти, «девицы, живущей от себя». Она придумала романтическую историю своей любви к студенту «Гастоше», историю своего самопожертвования во имя любви. Лишь один Лука утешает эту героиню: «Коли веришь, была у тебя настоящая любовь… значит – была она!» После исчезновения Луки Настя ожесточается, становится озлобленной, потому что некому поддержать её, успокоить. Раз она мечтает о великой любви, значит в ней живёт эта способность любить до самозабвения. Имя Насти означает «воскресшая». Её душа действительно воскресает, когда она мечтает о настоящей любви и верит в её существование. Человеку необходимо чем-нибудь жить. Мечта о любви окрыляет душу Насти, уводит её прочь от безысходной действительности, поднимает над мрачным бытом ночлежки. Сущность женской души – любовь, самопожертвование. Если мечта о любви живёт в душе даже такой женщины с изломанной судьбой, как Настя, значит, есть надежда на возрождение человека и всего человеческого в нём. Самым обаятельным и трогательным в пьесе является образ Наташи. Родная сестра хозяйки ночлежки, она живёт в мрачном подвале, как и все остальные обитатели. Жестокая Василиса ревнует её к своему любовнику Ваське Пеплу и зверски избивает. Наташа, как и Настя, тоже живёт надеждой на чудо, на волшебное изменение в своей судьбе. Она представляет, что приедет кто-то особенный и заберёт её с собой. Добрая, кроткая девушка полюбилась Пеплу, он почувствовал в ней чистую душу и захотел измениться, стать лучше, начать честную, трудовую жизнь. Наташа долго колебалась, но всё-таки поверила Пеплу и уже согласилась ехать с ним в Сибирь. Но судьба её трагична. Из ревности её изуродовала сестра, опрокинув на неё кипящий самовар. В финале пьесы мы узнаём, что Наташа после лечения в больнице бесследно исчезает. Самым непривлекательным и отталкивающим в пьесе является образ Василисы. В ней не осталось ничего человеческого. «Сколько в ней зверства, в бабе этой!» - говорит о хозяйке Бубнов. Настя так объясняет причину жестокости Василисы: «Озвереешь в такой жизни… Привяжи всякого живого человека к такому мужу, как её…» Молодая двадцатилетняя женщина выходит замуж за богатого пятидесятилетнего старика, от которого слышит одни оскорбления: «Васка…поганая! Нищая … шкура!» Эта женщина утратила способность любить по-настоящему. Василий для неё лишь средство для того, чтобы избавиться от мужа. В финале пьесы Василиса, казалось бы, добивается того, к чему стремилась: избавляется от мужа, жестоко мстит сестре, отправляет неверного любовника на каторгу, становится полновластной хозяйкой ночлежки. Но судьба её незавидна: у неё нет главного, что сделало бы её жизнь осмысленной, - настоящей любви. Таким образом, мы убедились, что исковерканные судьбы женщин свидетельствуют о ненормально устроенном обществе. Женщины в пьесе ближе к правде, в их душах сохранился тот островок надежды, который даёт им силы жить. В них живёт способность любить, полностью нереализованная в условиях ночлежки. Только Василисе неведомо это чувство. Она словно находится за гранью человеческого. Обновлено: Опубликовал(а): Vladimirovna Внимание! Спасибо за внимание. Полезный материал по теме
И это еще не весь материал, воспользуйтесь поиском
|
|