|
12. Гражданская тема в поэзии XX века (ЕГЭ по литературе)Гражданская тема в поэзии XX была довольно-таки распространенной. Многие авторы посвящали свои стихотворения ей. Каждый из них по-своему выражал в них свою гражданскую позицию. Многие поэты являются патриотами своей Родины. Но они могут прибегать и к её критике в своих лирических произведениях. Некоторые же поэты всецело любят свои Родину. Во-первых, в своем лирическом произведении "Мы живём, под собою не чуя страны..." О. Э. Мандельштам критикует власть своей страны. Главная идея стихотворения заключается в том, чтобы показать читателю то, что гражданину невозможно честно жить при тоталитарном режиме. А также в том, чтобы продемонстрировать то, что он неприемлем. В таком государстве, по мнению лирического я Мандельштама, невозможно жить, имея мнение, отличающиеся от высшей власти. Речи людей "за десять шагов не слышны". Но как только кто-то решит выразить своё мнение, ему сразу же припомнят "кремлевского горца". Под ним автор подразумевает советского правителя — И. В. Сталина. Используя такой художественный приём, как олицетворение, Мандельштам подчеркивает беспощадность лидера государства. На его лице «смеются усища», а голенища "сияют". Также Мандельштам обличает государственный режим, прибегая к сатире: "Мы живем, под собою не чуя страны". Люди живут словно не ощущая под собой страны. Беспощадность диктатора автор еще раз подчеркивает в конце лирического произведения, прибегая к жаргонизму. Сталин проводил множество репрессий. Автор не согласен с тем, что это правильно, поэтому он словно сравнивает произведение расстрелов им с "малиной": "Что ни казнь у него-то малина". Во-вторых, В. В. Маяковский является ярым патриотом своей страны, выступающим за революцию, однако он также иногда иронизирует над советской властью. Например, в стихотворении "Прозаседавшиеся" лирическое я поэта выражает свое негодования по поводу многочисленных, но при этом бессмысленных заседаний. Они не дают людям спокойно решить свои "дела бумажные". Маяковский иронизирует над служащими: "Мечтой встречаю рассвет ранний: // "О, хотя бы // ещё // одно заседание // относительно искоренения всех заседаний!". Из-за постоянных совещаний люди по нескольку дней не могут решить свои проблемы, эти они недовольны, в том числе и лирическое я поэта. Чтобы подчеркнуть это, Маяковский прибегает к использованию жаргонизма- речи социальной группы, отличной от общего языка. Такие слова применяются для усиления эмоционального содержания текста. Вновь и вновь возвращаясь в учреждения для решения бумажных дел, лирическое я поэта дикие проклятья "изрыгает". В-третьих, В. Я. Брюсов является сторонником действующей власти своей страны. Поэт верит в её светлое будущее. В стихотворении "Серп и молот" лирическое я поэта с теплом встречает революцию, ведь народ слишком долго жаждал свободы. Чтобы подчеркнуть это, автор прибегает к использованию множественных риторических восклицаний: "Толщь тайн дроби, вселенский молот! Мир долго жил! Довольно лжи!" Несмотря на то, что революция принесла за собой "временный ущерб" и голод, она всё равно освободила простых людей, ведёт в светлое будущее: "Мы землю вновь вспоим трудом, // Меч вражий будет вновь расколот: //Недаром мы, блестя серпом, // Взметнули дружно мощный молот. "Автор прибегает к использованию множественным повтором. На протяжении всего стихотворения проскакивают слова "серп" и "молот". Этим самым автор отдает свою честь советской власти, освободившей народ. Лирическое я Брюсова также призывает молодое поколение сохранять верность новому режиму: "Дух человека свеж и молод! // Точи для новой жатвы серп, // Храни для новой битвы молот!". Таким образом, гражданская тема в поэзии XX была довольно-таки распространенной. Многие авторы посвящали свои стихотворения ей. Каждый из них по-своему выражал в них свою гражданскую позицию. Обновлено: Опубликовал(а): Екатерина Луданова Внимание! Спасибо за внимание. Полезный материал по теме
И это еще не весь материал, воспользуйтесь поиском
|
|