|
Дэвид Лодж (Английская Литература)
Лодж по праву считается одним из ведущих писателей жанра «университетский роман». В своих литературных произведениях он создает яркую картину университетского мира, с которым он прекрасно знаком, поскольку является профессором университета и знает жизнь интеллектуалов, академическую атмосферу, специфику преподавательской и исследовательской работы, включая учебный процесс и участие в научных конференциях. Среди наиболее известных университетских романов писателя — «Университетская трилогия» («Академический обмен» (1975), «Мир тесен» (1984), «Хорошая работа» (1988)), романы «Крушение Британского музея» (1965), «Думают…» (2001).
Академический опыт Лоджа оказал уникальное воздействие на его литературное творчество. Будучи специалистом в области английской литературы, он мастерски использует наследие прошлого, сочетая в своих романах аллюзии, реминисценции, цитаты из классических книг — как правило, с целью иронической насмешки и пародирования некоторых моментов современной ему действительности. Кроме того, его исследовательская литературоведческая деятельность способствовала реализации интердискурсивного взаимодействия литературной теории и практики, созданию симбиоза литературоведческого теоретизирования и художественного вымысла. Не случайно некоторые его романы, в особенности второй роман «Университетской трилогии» — «Мир тесен», роман «Крушение Британского музея», называют филологическими: в них содержатся рассуждения героев о литературоведческих и лингвистических теориях, о ведущих филологах и их значимости для развития науки о литературе и языке. Например, главный герой романа «Крушение Британского музея» так сильно погружен в мир литературы, что для него постепенно стирается грань между реальностью и художественным вымыслом, иногда ему даже кажется, что он персонаж романа. Для творчества Лоджа характерно использование многих литературных форм и приемов постмодернизма, с которыми он знаком не только как читатель, но и как теоретик литературы. В его художественных произведениях использованы такие виды постмодернистской техники, как пастиш, метаповествование, вариативность форм повествования, фрагментарность, многофункциональная интертекстуальность, интердискурсивность, литературная игра. Автор чередует разные формы повествования: традиционное повествование вездесущего автора, перепорученное повествование в виде диктовки или аудиодневника, фрагментов дневниковых записей и переписки персонажей; кроме того, он использует сценарный стиль (повествование в настоящем времени без комментариев и оценок). Фрагментарность повествования усиливается за счет включения стилистических пародий. Писатель также пародийно реконструирует некоторые литературные приемы, например, поток сознания. Помимо научного, в его произведения органично вплетены элементы других дискурсов — личные письма, газетные вырезки, тексты сценария. Интердискурсивность реализуется и в представлении «кинематографического видения» при создании портретов действующих лиц, которое проявляется в многоаспектности повествования, нелинейно развивающейся повествовательной перспективе, «смене кадров», обилии «зримых» деталей. Кроме того, в романах писателя нередко встречается упоминание известных кино- и телефильмов, телесериалов, имен популярных актеров и кинорежиссеров. Д. Лодж является автором ряда теоретических и критических работ.
В целом можно сказать, что разнообразие тем и идей, различные коллизии (производственные, любовные, семейные, психологические, экзистенциальные), освещаемые в рамках жанра «университетский роман», использование широкого филологического кругозора автора, пародийный и иронический модусы повествования создают удивительный и неповторимый мир произведений Д. Лоджа. Обновлено: Опубликовал(а): Марина Аношина Внимание! Спасибо за внимание. |
|