|
Спор о человеке в пьесе «На дне» пример (Горький Максим)Произведения острых идейных столкновений, ставящие на социально-бытовом материале общие проблемы: о смысле жизни, о боге, о назначении человека, всегда волновали сердца читателей и заставляли задуматься о самом себе и о мире вокруг. Максим Горький — создатель социально-философской драмы, пьесы «На дне», поднял острые вопросы всех времён. Произведение начинается с описания ночлежки, которое с первых же слов нагнетает обстановку. «Потолок — тяжёлые, каменные своды, закопченные, с обвалившейся штукатуркой», даже само помещение уже показывает, что герои живут несчастно, поражая своей бедной обстановкой. Их дом — это «подвал, похожий на пещеру», в которой живут люди павшие, деградировавшие, отвернувшиеся душой от качеств, присущих благородному человеку. Изображая «дно», Горький показывает общество в миниатюре, которое переполнено бессилием и безостановочно разрастающимся отчаянием людей, пытавшихся из него выбраться. В пьесе описываются три отношения к человеку. Так, Клещ высказывает мнение о том, что все в ночлежке — «Рвань, золотая рота…», выражая свою неприязнь. Эти люди не увидели выхода из сложившегося бедствия и попросту опустили руки. В противопоставление этим героям Горький изображает Луку: «Любить — живых надо... живых...», — говорит он. Он верит в спасительную силу добра и сострадания, считает, что каждый человек достоин доброго отношения и помощи («Мне — всё равно! Я и жуликов уважаю, по-моему, ни одна блоха — не плоха»), которую он и пытается оказать жителям ночлежки («Человека пожалеть нужно»). Отношение Луки к людям можно назвать утешительным обманом. Он пытается подбодрить и утешить всех жителей ночлежки, чтобы помочь их душам воскреснуть и найти истинный путь в жизни. Несмотря на ложь, его намерения чисты и искренни. Анну Лука успокаивал разговорами о покое после смерти, Актеру он рассказывал от специальных бесплатных лечебницах, где его могут вылечить от пьянства, которых не существует, а Пеплу о новой жизни с Наташей в Сибири. На мой взгляд, Лука, так или иначе, помог ночлежникам, потому что он поддерживал их и дал им надежду на светлое будущее. Он подал им руку помощи, которую они не пожелали схватить. Однако у этой позиции есть недостаток: люди, оказавшиеся на дне, не имеют достаточную силу духа, чтобы взять свою судьбу в свои руки. Вероятно, если бы они были способны на такую же искреннюю любовь к человеку, как Сатин, то их жизнь сложилась бы по-другому. «Надо жить иначе!», — воскликнул Пепел после разговора с Лукой, как бы открывая глаза на реальность. Но ни один из них так и не смог вылезти со "дна", не смог ничего в себе изменить. А в конце мы понимаем, что Горький так и не ответил на вопрос читателя: можно ли выбраться со дна? Обновлено: Опубликовал(а): Даниил Туманов Внимание! Спасибо за внимание.
|
|