Счастливого нового года от критики24.ру критика24.ру
Верный помощник!

РЕГИСТРАЦИЯ
  вход

Вход через VK
забыли пароль?

Проверка сочинений
Заказать сочинение




Почему роман М. Ю. Лермонтова «Герой нашего времени» называют социально-психологическим? (ЕГЭ по литературе)

Произведение М. Ю. Лермонтова «Герой нашего времени» до сегодняшнего дня представляет интерес для критиков и исследователей. В нём находят черты нескольких литературных направлений и разные видовые особенности. Рассмотрим, почему, согласно одной из версий, этот роман можно считать социально-психологическим.

В произведении, написанном в соответствии с принципами литературного направления реализм, М. Ю. Лермонтов создаёт «портрет поколения».

Главный герой романа, Григорий Печорин, является носителем черт, характерных для многих молодых дворян, живших в тридцатые годы XIX века. Он воспитан и образован, умён, но не может найти применения своим способностям. Несмотря на то, что в образе Печорина заметны черты романтического героя, этого персонажа принято считать «лишним человеком». Для данного литературного типа характерна разочарованность в окружающей действительности и неспособность реализовать себя. Это определяет поведение Печорина: молодой дворянин обладает «необъятными силами», но не находит возможности применить их с пользой. У героя нет цели, идеала, к которому хочется стремиться, и потому персонаж растрачивает свою жизнь на мимолётные увлечения и авантюры. Так, ради развлечения Григорий проявляет знаки внимания к княжне Мери, но, когда девушка искренне влюбляется, сознаётся, что не испытывает к ней чувств. В образе Печорина автор воплощает ощущение суки и пресыщения жизнью, которое было распространено в современную писателю эпоху.

Однако значительное внимание в романе уделено и личности главного героя, его индивидуальным чертам и образу мыслей. Композиция произведения позволяет постепенно раскрывать характер Печорина. Сначала читатель узнаёт о персонаже из рассказа Максима Максимыча, который, в силу принадлежности к другому поколению, не может понять Григория. Молодой человек кажется «странным», а его действия необъяснимыми и даже жестокими. Например, мужчина не может осознать, почему Печорин смеётся после смерти юной Бэлы, которая произошла по вине Григория. А холодность персонажа к самому Максиму Максимычу при случайной встрече причиняет пожилому военному боль. Этот эпизод позволяет узнать и новое о главном герое романа. Офицер, выступающий рассказчиком в данной главе, описывает портрет персонажа, подчёркивая печальные глаза, которые не выражают радости даже тогда, когда Печорин смеётся. Обращено внимание и на другую важную деталь: Григорий не размахивает руками при ходьбе, что указывает на скрытность его характера.

Описание дальнейшего сюжета произведения ведётся от лица самого главного героя в форме дневниковых записей. Подобный способ повествования позволяет понять образ мыслей персонажа, познакомиться с его рассуждениями на различные философские темы. Так, склонный к самоанализу Печорин неоднократно задумывается о смысле жизни и своей роли в ней. Не имея конкретной цели и стремлений, он замечает, что часто невольно становится «топором в руках судьбы», причиной чужих несчастий. Например, из-за вмешательства Григория в «мирный круг честных контрабандистов» в главе «Тамань» слепой мальчик оказывается брошен ундиной и Янко. Размышляет Печорин и о предопределении. Его внутренняя убеждённость в том, что личность властна над обстоятельствами, подвергается сомнению после того, как погибает Вулич, смерть которого незадолго до этого предугадал Григорий. Автор произведения использует приём психологизма, описывая размышления персонажа о себе, поколении и судьбе. Многие вопросы, которыми задаётся герой, так и остаются неразрешёнными, и он не обретает истинного смысла жизни.

Так, роман М. Ю. Лермонтова можно назвать социально-психологическим, поскольку писатель обращает пристальное внимание на личность главного действующего лица и при этом воплощает в образе Печорина черты «потерянного поколения» тридцатых годов XIX века.

Обновлено:
Опубликовал(а):

Внимание!
Если Вы заметили ошибку или опечатку, выделите текст и нажмите Ctrl+Enter.
Тем самым окажете неоценимую пользу проекту и другим читателям.

Спасибо за внимание.

.