|
Жизнь и судьба Юрия Живаго по роману Доктор Живаго (Пастернак Б. Л.)Жизнь Юрия Живаго — сложная, запутанная, как клубок, нити которого переплетены с судьбами других героев. Наше знакомство с главным героем происходит при трагических обстоятельствах – на похоронах его матери. Это событие как будто предвещает дальнейшие испытания, с которыми Юрию придётся встретиться. «Кого хоронят?» Ответ: «Живаго». Теперь, когда он остался без матери и отца, Юрий становится новым началом рода Живаго (тем более, что отец вёл праздный образ жизни, разорив миллионное состояние семьи). Дядя, Николай Николаевич, оказал большое воздействие на формирование характера своего племянника. Его влияние развивало Юру и освобождало недюжинные силы, дремавшие в нем, а общие черты характера сближали их. Мысли Николая Николаевича об истории как о «второй вселенной, которую воздвиг человек в ответ на явление смерти с помощью явлений времени и памяти» внушает Юре веру в бессмертие. К ним присоединяется и друг детства Юры — Ника Дудоров. Они выбирают разные пути: Миша Гордон становится филологом, Тоня выбирает специальность юриста. А Юра считает, что ему стоит непременно заняться чем-то общеполезным. Он станет доктором, и в этом выражается его жертвенность, желание помочь обществу — «я — всему миру». С течением времени взгляды героев меняются под натиском таких эпохальных событий, как первая мировая война и, в особенности, революция. Юрий Андреевич восхищался революцией. Он видел её как возрождение, движение Руси, как «слишком долго задержанный вздох» и как две важнейшие перемены —личную и общую. Ему казалось, будто вся природа поднялась вместе с людьми и начала митинговать, что люди захотели испытать желанную жизнь на практике, очутиться под открытым небом и ощутить настоящую свободу. Он заражался общим воодушевлением, стремлением народа и хотел быть частью этого. Только по возвращении к своей семье его потрясает ужас, который кроется за новой жизнью. Море жизни оказалось морем крови, ужаса и одичания. Он видел беспомощных, голодающих людей, видел, как обществом пытаются манипулировать и создать искаженные устои. Только теперь он видел жизнь неприкрашенной. Он также заметил, как переменились и его друзья. Гордон, постоянно размышлявший, искавший высший смысл жизни, теперь пытался выдавать себя за другого — «корчил весельчака» и использовал «слова не из своего словаря». С Никой Дудоровым произошли обратные перемены. Из человека, охваченного авантюризмом, он превратился в серьёзного и «сосредоточенного учёного». Для Живаго всё поменялось: «Странно потускнели и обесцветились друзья. Ни у кого не осталось своего мира, своего мнения. Они были гораздо ярче в его воспоминаниях. По-видимому, он раньше их переоценивал». Его сильно разочаровало, что близкий круг лишился своеобразия. Несмотря на то, что Тоня знала Живаго с самого детства и была его старинным товарищем, у них было так много общих привычек, она оказалась самым непонятным и сложным для Юры — она оказалась женщиной. Он её действительно любил, любил как самого близкого человека, как жену, как мать своих детей. Но ему было предназначено встретиться с Ларой Гишар. Он запомнил её с самой первой встречи в детстве и поразился её твёрдому, сильному характеру. Эта связь приводит к мучительной, непонятной раздвоенности героя и разрушает его. Возвращаясь к Ларе после пребывания в партизанских отрядах, он понимает, что ломает жизнь ей и себе. Единственное утешение, которое остаётся у Живаго, — это его пристрастие к искусству, к тому, что питает его живой энергией. Он вложил свою жизнь, свои переживания прежде всего в свою книгу, которая является символом его бессмертия, вечной жизни. «Состарившимся друзьям у окна казалось, что эта свобода души пришла, что именно в этот вечер будущее расположилось ощутимо внизу на улицах, что сами они вступили в это будущее и отныне в нём находятся». Обновлено: Опубликовал(а): Alina Mengelshtein Внимание! Спасибо за внимание.
|
|