|
Вы здесь: Критика24.ру › Сочинение на свободную тему
Анализ текста В. Астафьева «Затеси» олимпиадная работа (Сочинение на свободную тему)Текст, предоставленный для анализа представляет собой отрывок из произведения Виктора Петровича Астафьева “Затеси”. Эта работа занимает особое место в творчестве писателя. Автор размышляет о смысле жизни, задумывается над человеческими отношениями, поднимает тему добра и зла. Каков же жанр? Его весьма сложно определить. Произведение состоит из миниатюрных зарисовок, стихотворений в прозе, короткие рассказы, некоторые философские размышления, которые Астафьев разместил в восьми тетрадях, соблюдая хронологический порядок повествования. Отрывок повествует нам о наблюдениях человека на пристани, ожидающего пароход. Здесь и открываются все темы: добра и зла, смысла жизни, достойного поведения и воспитания. Автор дает нам свое представление об этом, прикрепляя “живыми примерами” прохожих. Взгляд автора зацепился на людей рядом сидящих. Это были молодые девушки. Девицы, можно сказать. В попытках “утереть нос столице”, вели они себя развязно. Все их действия были пропитаны насквозь фальшью, пошлостью, “вальяжной томностью”, им не присущей. Для них было важнее во что одет человек. Проходясь осуждающим взглядом на прохожих, они то и дело повторяли: “Фи-фи-и! Пугало! Вырядилась!”. Подобные суждения лишь наталкивают на мысль о духовной бедности этих “девиц”, их моральной деградации. Чистоту детской души мы, читатели, можем лицезреть через мальчика, имеющего достойное воспитание. Он принялся помогать “усталой пожилой женщине”. Однако девушки, которым чуждо уважение и почитание к людям “...скомкала обертку, небрежно швырнув под ноги…” Ребёнок со всей своей наивностью и уверенностью в том, что необходимо делать добрые дела, подбирает бумажку, получая в ответ: “Ой, дурак!Дурак!”. С некоторой долей иронии, автор интересуется у “прекрасных дам” не в педучилище ли они приезжали поступать. Мужчина саркастически указывает, что “по вдохновению на лицах” и “наинтончайшему такту” в их лицах уже угадываются “будущие педагоги”. Этим он хотел подчеркнуть, что учитель — свет, педагог должен обладать нравственными нормами и моральными принципами, он должен вселить в детей лишь прекрасное, доброе, светлое. К сожалению, эти девушки на подобное не способны. Композиционное решение необычно. Его можно даже назвать с какой-то стороны кольцевым: с чего рассказ начинается, тем и заканчивается (“...я сидел, обняв чехол с удочками”). Произведение можно разделить на несколько частей: наблюдение за прохожими, “вальяжные девицы”, тяжелый труд, помощь ребенка с достойным воспитанием, иронические высказывания автора в сторону девушек, и вновь наблюдение. Астафьев использует в тексте различные средства художественной выразительности. Здесь присутствуют эпитеты, раскрывающие более подробно и ярко то, что хотел сказать автор: “заскорузлая провинция”, “наигранная леность”, тяжёлый взгляд сытых глаз”, “летучая обида”. Сравнения помогают не только ярко, чётко увидеть предмет изображения, но и понять отношения автора к нему: «…понёс его, словно пойманную пташку». Астафьев использует и разговорные слова и выражения для передачи некоей атмосферы ситуации: “Фи-фи-и! Пугало! Вырядилась!”, “Ой, дурак! Дурак!”, “Дурак и шляется!”, “З-заразы”. Несомненно, присутствуют здесь и фразеологизмы, устойчивые выражения, такие как: утереть нос, стараться изо всех сил”. Последний абзац рассказа — это вновь наблюдения автора. Мужчина смотрит как мальчик помогает подбирать мусор той женщине. Здесь просматривается некоторая радость автора за этого мальчишку. Автор с спокойствием за будущее, наблюдает за новым поколением “чистосердечных ребят”. Закончить стоит, я думаю, цитатой из романа “Прокляты и убиты” самого В. П. Астафьева: “Чтобы делать добро, помочь человеку, не обязательно знать его язык, его нравы, его характер — у добра везде и всюду один-разъединственный язык, который понимает и приемлет каждый Божий человек, зовущийся братом”. Обновлено: Опубликовал(а): erzhebet Внимание! Спасибо за внимание.
|
|