|
Конфликт старого и нового в лирике Сергея Есенина (Есенин С. А.)Чувство Родины – основное в моем творчестве С. Есенин Сергей Есенин – поэт -лирик, поэт-философ, поэт-патриот – яркая и неоднозначная личность. Он оставил нам в наследие стихи, главным мотивом которых является любовь к родному краю. О Русь – малиновое поле И синь, упавшая в реку, - Люблю до радости и боли Твою озерную тоску. Но даже в ранних стихах поэта нет идиллии. Есть боль, тревога, даже скорбь, нет одного – равнодушия к человеку и его судьбе. Время С. Есенина – время глобальных изменений в истории России: революция 1905 года, мировая война, крушение самодержавия, октябрь 1917 года. Поэт писал, что он принял революцию, но по-своему, «с крестьянским уклоном». Душевный настрой поэта меняется: на смену лирическому герою, опевавшему родную природу, приходит герой, который предчувствует большие перемены и зовет свою Русь, «царевну сонную», приобщиться к «веселой вере» («Не в моего ты бога верила…»). Сама идея обновления была близка поэту. В его стихах мы находим этому подтверждение: Довольно гнить и ноять, И славить взлетом гнусь – Уж смыла, стрерла деготь Воспрянувшая Русь. Но отношение Есенина к переменам, произошедшим с его страной после октября 1917 года, неоднозначно. Приветствуя революцию, поэт надеялся, что она сделает Россию великой Крестьянской Республикой, страной-кормилицей всею мира («Икония»). Но шло время, и надежды таяли… В стихотворении «Сорокоуст» он заявляет о своем непринятии машины и города: железное существо, чуждое природе, всё крушит и ломает, несет в деревню погибельную болезнь – «стальную лихорадку». Бессилен жеребенок в попытке догнать чугунный поезд, бессилен и поэт изменить ход истории. Ярко проявляется конфликт между новым и старым миром лирического героя в стихах «Песня о хлебе», «Исповедь хулигана», «Мир таинственный, мир мой древний…», «Я последний поэт деревни…». М. Горький называл Есенина ярким и драматическим символом «непримиримого раскола старого с новым». Но я думаю, что в этих стихах очень многие, переживающие ломку старых уставов жизни, находили отклик своим смятенным чувствам. Гонимый противоречиями, Есенин отправляется в поездку за границу. Именно там поэт осознает неизбежность прогресса. Тоска по Родине становится невыносимой, Есенин начинает по-новому оценивать происходящее в Советской России. «Русь бесприютная», «Русь Советская», «Русь уходящая» - эти три стихотворения передают сложнейшую, двойственную позицию автора: Отдам всю душу октябрю и маю, Но только миры милой не отдам. Вернувшись на родину, Есенин много путешествует по Кавказу – Баку, Батуми, Тифлис. Итогом этого стал цикл «Персидские мотивы», где воспевается чувство любви. Героини стихов – Шаганэ, Гелия, Лала – прекрасны, как сама удивительная Персия, страна грез, страна-сказка. Однако тут же возникает и образ другой страны – «рязанских раздолий», «волнистой ржи при луне». Любовь к родине оказывается сильней блаженства в персидском раю. В стихотворении «Мой путь» С. Есенин как бы подводит итоги прожитого, говорит о новом взгляде на жизнь, мечтает о том, чтобы «говорливая душа уже по-зрелому запела». Но конфликт между старым и новым по-прежнему присутствует: «Остался в прошлом я одной ногою». И этот конфликт между новым и старым С. Есенин разрешает единственным возможным для человека, глубоко и преданно любящего свою Родину, свою Русь, способом: принять новое, пришедшее в судьбу страны. Ведь родину любят со всеми переменами, со всеми событиями независимо от того, согласен ты сними или нет. А любовь к родине – это то незыблемое и главное, что характеризует и творчество Есенина, и его такую трагическую и противоречивую личность поэта и человека. Именно поэтому, на мой взгляд, творчество Сергея Есенина – это классика поэзии, которая неподвластна времени, всегда актуальна и затрагивает главное в человеке – его душу. Обновлено: Опубликовал(а): Aleksandra Внимание! Спасибо за внимание.
|
|