|
Моя Цветаева. Кем же Цветаева является на самом деле? (Цветаева Марина)Сопоставляя жизнь поэтессы и её творчество, я сталкиваюсь с вопросом: «Кем же Цветаева является на самом деле?» На мой взгляд, поступки Марины не соответствуют переживаниям её лирической героини: она говорит о возвышенных чувствах, когда состояние жизни показывает низость человеческой натуры. Я пыталась понять мотивацию поступков поэтессы, понять, кто она. Мне не свойственно склоняться к тем, кто оценивает авторов по их биографии: если она им не нравится, то они не читают их произведения. Я стремлюсь рассматривать личность писателя или поэта через призму литературного контекста: именно в нём воплощается истинная душа творца. Поступки Марины Цветаевы не симпатизируют мне, однако я хочу понять, почему она так поступает, и сделать это через её творчество. Марина Цветаева жила в эпоху модернизма, её современники-поэты принадлежали к различным направлениям этого течения: футуризму, акмеизму, символизму… Однако Цветаева к ним не принадлежала: она опиралась на романтическое мировоззрение, в основе которого лежало противостояние искусства и жизни. «… мне имя – Марина, / Я – бренная пена морская», - Цветаева в стихотворении «Кто создан из камня, кто создан из глины…» расшифровывает значение собственного имени: «Марина» - «морская». Идея стихотворения в том, что лирическая героиня обладает неукротимой жизненной энергией, с которой бросается в море и в этом находит своё самовыражение: «Сквозь каждое сердце, сквозь каждые сети/ Пробьётся моё своеволье». Лирическая героиня Цветаевой испытывает чувство гармонического единения с миром морской стихии, она отрицает статические образы реального мира: «Земною не сделаешь солью», бунтует и воцаряется над действительностью: «Дробясь о гранитные ваши колена, / Я с каждой волной – воскресаю!» Таким образом, лирическая героиня воплощает противостояние между самой поэтессой и обыденной жизнью, что приближает Марину к романтическому герою. Цветаева писала, что для неё жизнь начинает обретать смысл только в искусстве: «Если бы меня взяли за океан – в рай – и запретили бы писать, я бы отказалась от океана и от рая». Поэзия была действительной мотивацией для жизни, однако почему же судьба поэтессы закончилась так трагично? Исследователи отмечают в творчестве Цветаевой грандиозную гиперболу, а также громогласную эмоциональность. Марину называли поэтессой восклицательных знаков. Она сама писала: «Знак любви и безумья, / Восклицательный знак!/<…>/ Знак вражды и протеста, / Восклицательный знак!» Она не ограничивается временными рамками – в стихотворении «Плач Ярославны» поэтесса словно переносит события в современность, а голос героини становится голосом всех женщин: «Игорь мой! Князь/ Игорь мой! Князь/ Игорь!» Цветаева любую тему выводит за границу обыденности: любовь воспринимается как событие, происходящее на глазах всего мироздания; равнодушие любимого – вселенская катастрофа Цветаевой и всех женщин на земле. Однако такая поэтическая грандиозность разбивается о настоящую жизнь поэтессы. Из биографии Цветаевой нам известно, что она рано потеряла родителей, терпела нищету, у неё погибла младшая дочь, ей пришлось жить в эмиграции… У меня создаётся впечатление, что в искусстве Марина Ивановна просто пряталась от реальности, она убегала от суровой действительности: вся поэтическая громогласность была необходима для того, чтобы заглушить то, что происходило на самом деле. Но была ли это борьба, способная изменить мир? Или же это была трусость и мимикрия в мире воображения? В «Книжных записках» (1919-1920) Цветаевой можно обнаружить, что, сдав своих дочерей в приют, она представилась их крёстной матерью. Старшую из них она любила, а младшую – Ирину, считала дефектным ребёнком. Младшая была сильно недокормленной, а от недоедания была неразвитой, но Марину интересовали лишь умственные способности детей, поэтому Ирину охарактеризовала, как «чудовищно неразвитую». От голода маленькая девочка плакала, на что Цветаева писала: «Ирина, которая при мне ни разу не смела пикнуть. Узнаю её гнусность». Адриана Эфрон писала о своей сестре: «…пока мама билась со мной и меня выхаживала, спасала, Ирина умерла в приюте – умерла с голоду – и похоронена была в общей яме. <…> Там просто не кормили». После Елизавета Яковлева Эфрон вспоминала: «… Ирина умерла, и как мне описала Ася, умирала она долго и совсем одна». Многие винят в смерти девочки саму поэтессу, так как она оставила дочь в голодные для страны времена, однако и в таком случае Цветаева убегает в искусство: «Старшую у тьмы выхватывая - / Младшей не уберегла. / <…>/ Мной ещё совсем не понятно, / Что дитя моё в земле». Как истинный романтический герой, Цветаева не смогла найти место в таком мире, не смогла одержать победу над этим мирозданием ни через поэзию, ни через жизненную позицию «претерпеть всё до конца». Марина была доведена до предала, она сломалась – в этом была её трагедия: искусство, что являлось смыслом жизни, было неспособно переживать действительность. Именно поэтому поэтесса закончила жизнь самоубийством. Пытаясь понять поэтессу, я пришла к выводу, что моя Цветаева – это романтическая натура, эмоциональная девушка, которая не смогла бороться с реальностью и, убегая от неё, погибла. Искусство для неё было безопасным местом, в котором она видела, порой трагичную, но идеальную жизнь. Как современные медийные лица, она показывала лучшую, а иногда и вымышленную сторону жизни, что оказалась неспособна противостоять суровому миру. Обновлено: Опубликовал(а): LalashaL Внимание! Спасибо за внимание.
|
|