|
Почему роман М. Ю. Лермонтова «Герой нашего времени» заканчивается главою «Фаталист»? (ЕГЭ по литературе)"Герой нашего времени" — первый психологический роман в русской литературе, рассказывающий о трагедии незаурядной личности в эпоху правления Николая I. Роман заканчивается главою "Фаталист". Случайно ли это? Попробую разобраться. Во-первых, сюжет и фабула в произведении Лермонтова сознательно перепутаны. Цель композиции — показать Печорина с разных сторон, в разных жизненных ситуациях. Начинается действие романа в крепости за Тереком, куда прибывает герой, там же оно и заканчивается. Печорин — "лишний человек", представитель потерянного поколения, человек выдающихся способностей, незаурядного ума, но зажатый в железные тиски николаевской цензуры и последствий реакции, последовавшей за восстанием декабристов. Такая композиция подчеркивает мысль о том, что в условиях, в которых находилась Россия, человек не в силах изменить свою жизнь. Именно поэтому талантливые, сильные, способные на поступки люди, такие как Печорин, вынуждены спасаться от скуки, часто становясь жертвами своей гордыни и тщеславия. Во-вторых, на протяжении всего романа герой предстает эгоистом, порой крайне жестоким. Стоит вспомнить, как холодно он обошелся с Максимом Максимычем при встрече, после которой старик разочаровывается в людях; как он поступает с княжной Мери, когда разбивает ей сердце. Ну а его размышления о душе человеческой и сравнение её с цветком, который "подышав... досыта", можно "бросить на дороге: авось кто-нибудь поднимет..." и вовсе показывают его страшные демонические черты. И в тоже время именно в "Фаталисте" есть эпизод, в котором Печорин ведет себя по-другому: когда офицеры и казаки решают, что делать с убийцей Вулича, в глаза герою бросается лицо старухи, матери убийцы. Лицо это поразило его своим безумным отчаянием, и он решается взять казака живым, совершив тем самым героический поступок, который так контрастирует с его поведением в других главах и может хоть как-то оправдать героя. В-третьих, фаталист — это человек, верящий в судьбу. Таковым можно считать Вулича, который является двойником Печорина: он такой же представитель потерянного поколения с охлажденным умом и сердцем.
В нём автор также осуждает свое поколение, показывая его бессилие, безволие, малодушие и пресыщенность удовольствиями. Писатель уверен, что его поколение безвременно состарилось, иссушило свою душу:
Значит, Лермонтов заканчивает роман "Фаталистом", чтобы ещё раз подчеркнуть мысль о том, что Печорин — собирательный образ поколения, попусту растрачивающего свои силы в бесплодных попытках получить удовольствие и не умеющего жить по-настоящему. Но как лечить болезнь, автор не знает, достаточно "и того, что болезнь указана". Обновлено: Опубликовал(а): Полина Швец Внимание! Спасибо за внимание. Полезный материал по теме
И это еще не весь материал, воспользуйтесь поиском
|
|