|
В чём смысл финала пьесы М. Горького «На дне»? (ЕГЭ по литературе)Странник Лука – центральный образ пьесы Горького «На дне». Именно с его появлением начинается завязка действия. Он – своеобразный «катализатор» тех внутренних духовных процессов, которые происходят в наименее безнадёжных обитателях ночлежки. Старик «проквасил сожителей», подействовал на них, «как кислота на старую и грязную монету». В кульминационный момент, когда Васька Пепел в случайной драке убивает хозяина ночлежки Костылёва, Лука исчезает. В финале пьесы наиболее важным является спор о старике. Каждый из обитателей ночлежки выдвигает своё понимание странника и обвиняет всех в абсолютном непонимании. Настя противопоставляет Луку всем остальным ночлежникам: «Хороший был старичок… А вы…не люди…вы – ржавчина…» Клещ также склонен к противопоставлению: «Он – жалостливый был… У вас вот…жалости нет…» Для татарина наиболее ценно в старике то, что он «закон душе имел!» Барон отрицательно относится к Луке, называя его шарлатаном. Неожиданно вступается за странника Сатин, которого принято считать антиподом Луки. Спор о Луке связан с центральной проблемой пьесы – проблемой человека и правды. В монологе Сатина человек и правда сливаются в единое целое: «Человек – вот правда!» Он объясняет своим товарищам, что Лука лгал «из жалости к ближнему». По мнению Сатина, «ложь – религия рабов и хозяев». Ложь необходима тем, кто слаб душой, и тем, «кто живёт чужими соками». Речь этого резонёра афористична: «Правда – бог свободного человека». Человек у Сатина огромен, всеобъемлющ: «Это не ты, не я, не они… Нет, это ты, я, они, старик, Наполеон, Магомет…в одном!» Сатин говорит о человеке вообще, обо всём человечестве, в котором соединилось гордое, прекрасное и грандиозное. Он предлагает любовь к дальнему, совсем не замечая того, что рядом с ним страдают ближние: остался без духовной поддержки Актёр, стала агрессивнее и разъярённее Настя, не встречая ни в ком сочувствия. Лука же говорил о сочувствии и сострадании к конкретному человеку, к ближнему. Любовь ко всему человечеству ни к чему не обязывает, ни к каким добрым поступкам не ведёт. Любовь к ближнему всегда направлена на конкретного человека и требует поступка. Лука и Сатин не противопоставлены друг другу. Горьковская «правда» о человеке включает в себя и правду Луки, и правду Сатина. Важно то, что Лука изменил атмосферу в ночлежке. Люди стали менее раздражительными, нравственный климат потеплел, стали налаживаться человеческие связи. В финале мы видим, как впервые проявляет доброту и щедрость к людям Клещ. Барон начинает задумываться над жизнью. Настя впервые отводит душу в наслаждении местью, издеваясь над рассказом Барона о прошлом. Прежде цинично настроенный скептик Бубнов приходит добрый и щедрый и угощает всех ночлежников. Бывший полицейский Медведев и педантичный Татарин размягчаются. Людей объединяет песня, они понимают общность своих судеб. Действительно, «солнце всходит и заходит» для всех. Действительно, положение «бывших людей» безнадёжно и безрадостно: А-а в тюрьме моей темно-о! Это всеобщее одушевление во время пения объединяет ночлежников, делает их добрее и мягче. В песне они находят то взаимопонимание, которое никак не удавалось найти в споре, в умственных рассуждениях. В финале совершается последнее деяние свободной воли пробудившейся личности. Это самоубийство Актёра, которое «испортило» песню. Смысл этой фразы в том, что актёр своим самоубийством разрушил только что установившуюся гармонию во взаимоотношениях людей. Жизнь героев остаётся трагичной, «путь к солнцу» почти недостижим, но герои пьесы начинают понимать, что «живут для лучшего», а сама драма «На дне» вызывает в душе добро, любовь к людям, веру в человека. Обновлено: Опубликовал(а): Vladimirovna Внимание! Спасибо за внимание. Полезный материал по теме
И это еще не весь материал, воспользуйтесь поиском
|
|