|
Вы здесь: Критика24.ру › Сравнительный анализ
Анализ трёх сказок по модели В. Я. Проппа «Вдова и бес», «Волк да Коза», «Муж и жена» (Сравнительный анализ)Волшебная сказка: «Вдова и бес» I. Морфологический анализ Сказочные функции (по модели В. Я. Проппа): 1. Отлучка кого-либо из членов семьи. Умирает муж главной героини. 2. Подвох. К вдове приходит бес в облике её покойного мужа. 3. Невольное пособничество. Вдова, сама того не зная, «кормит» беса своими жизненными силами, из-за чего та «всё больше да больше сохнет, словно свечка на огне тает!». 4. Вредительство. Бес отбирает жизненные силы героини. 5. Посредничество. Мать-старуха вдовы понимает, что к её дочери приходит «нечистый» в облике покойного мужа и даёт совет: «Ну, слушай же, что я тебе скажу: как придёт он к тебе в гости и сядет за стол, ты урони нарочно ложку, да как станешь подымать — посмотри ему на ноги». 6. Начинающееся противодействие. Вдова принимает совет своей матери и, когда к ней снова приходит бес, роняет ложку под стол. 7. Антагонист изобличается. Вдова стала поднимать ложку да увидела, что её покойный муж с хвостом. 8. Герой и антагонист вступают в борьбу. Вдова и её мать идут к попу и рассказывают о возникшей ситуации. Поп отчитывает вдову три недели. 9. Антагонист побеждён. «…насилу отстал от нее злой бес!» Основные элементы сюжета. Зачин: «Жил-был мужик, была у него жена-красавица; крепко они любили друг дружку и жили в ладу и согласии». Экпозиция: Смерть мужа главной героини: «Ни много, ни мало прошло времени, помер муж. Похоронила его бедная вдова и стала задумываться, плакать, тосковать». Завязка: К вдове начал приходить бес в облике её покойного мужа: «…на четвертые сутки, ровно в полночь, приходит к ней бес в образе её мужа». Развитие действия: Бес ходит к вдове больше месяца. Она никому не рассказывает о нем, вместе с тем иссыхает, теряет свои силы. Кульминация: Мать-старуха понимает, что к её дочери приходит «нечистый», дает совет, как его изобличить. Вдова следует совету матери. Развязка: «Нечистый» изобличается. Героиня обращается за помощью к попу. Тот отчитывает её и бес отстает. Текст сказки имеет линейную композицию, так как действия в ней происходят одно за другим: смерть мужа — появление беса — изобличение антагониста — его изгнание. Мораль данной сказки: не должен русский верующий человек общаться с нечистью, мертвецами. II. Система персонажей. 1. Вдова Красивая женщина, питающая сильную любовь к своему мужу. Настолько сильную, что без лишних вопросов вешается к «мужу» на шею, не подозревая о его истинной сущности. 2. Бес Антагонист. Водит вдову за нос, заставляя её думать, что он — её супруг. 3. Мать-старуха. Дает совет главной героине, чем помогает изобличить вредителя. 4. Поп. Выступает в сказке в качестве спасателя. III. Основные художественные приемы и средства сказочной поэтики, определенные в тексте. Сказочная формула: «Жил-был мужик, была у него жена-красавица; крепко они любили друг дружку и жили в ладу и согласии». Появление вымышленного персонажа: «…приходит к ней бес в образе её мужа». Сказка о животных: «Волк и коза» I. Основные элементы сюжета.
Развитие действия: Волк подслушал песню Козы, выждал подходящего момента и запел песню сначала своим толстым голосом, но достичь желаемого у него не получилось. Лишь только вторая попытка увенчалась успехом, когда Волк применил хитрость — запел тоненьким голоском. Однако всех козляток съесть у него не вышло — один из них спрятался в печке.
II. Система персонажей Действующие лица сказки: Коза, семеро козлят, Волк 1. Коза. Главная героиня произведения. Выступает в образе любящей матери, которая заботится о своих детях, делает всё, чтобы их обезопасить. 2. Семеро козлят. Послушные детки, следуют наказу матери. Очень доверчивые. Об этом говорит тот факт, что они впустили волка, который запел голосом их матери. 3. Волк. Коварный и опасный зверь. Пошел на хитрость: изменил свой голос для достижения цели — съесть козляток. Сказка учит быть осторожными, внимательными и наблюдательными. Учит слушаться взрослых, не попадаться на уловки обманщиков. III. Основные художественные приемы и средства сказочной поэтики, определенные в тексте. Сказочные формулы: «Жила-была…», «…жить да поживать, ума наживать…» Повтор действия: Волк делает две попытки для достижения своей цели. Бытовая сказка: «Муж да жена» I. Основные элементы сюжета
Развитие действия: Муж отправляется на поиски лекарства. По пути встречается ему солдат, которому он рассказывает о сложившейся ситуации. Солдат предлагает ему: «Воротись, воротись безотменно; я сам дока, я пойду с тобою!». Возвращаются и понимают, что жена в отстутсвие мужа развернула дома гуляние. Вошел солдат в избу и начал петь и плясать вместе с ней, пытался ей угодить. Хозяйке он полюбился, решила она ему пирогов испечь и послала солдата на гумно за соломой.
Развязка: Из соломы выскакивает мужик, берет плеть и начинает стегать свою жену. Таким образом муж и «вылечил» свою жену. II. Система персонажей 1. Жена. Притворщица, которая обманывает своего мужа. Решает избавиться от него, послав в Крым-град за лекарством. 2. Муж Показан очень доверчивым. До последнего верит в «болезнь» жены, пока солдат не раскрывает ему глаза на ситуацию. 3. Солдат. Человек, имеющий острый ум и смекалку. Сразу сообразил, что в этой ситуации что-то нечисто, поэтому решает помочь мужику. III. Основные художественные приемы и средства сказочной поэтики, определенные в тексте. Сравнение: «хозяйка лебедем носится» Метафоры: «парень вприсядку рассыпается», «солома почуяла». Обновлено: Опубликовал(а): Amanda Rider Внимание! Спасибо за внимание. Полезный материал по теме
И это еще не весь материал, воспользуйтесь поиском
|
|