|
Может ли совесть наказать человека сильнее, чем суд? Аргументы А. Н. Островский «Гроза», Ф. М. Достоевский «Преступление и наказание» (Итоговое сочинение (декабрьское))Человек — биосоциальное существо, которое следует определённым нормам в обществе. Когда индивид нарушает эти правила поведения, то следует наказание. Оно может проявляться внешне, через осуждение человека другими людьми, через закон. Но самое суровое наказание оказывается на него внутренне —совестью. Совесть — оценка своих поступков с точки зрения нравственности. Муки совести, которые испытывает человек, нельзя сравнить с заключением, к примеру, под стражу, так как, в отличие от осуждённого, он не способен скрыться от своих мыслей, от чувства вины. За доказательством данной позиции обратимся к произведениям русской классической литературы. В драме А. Н. Островского «Гроза» Катерина, «луч света» в темном царстве, как её назвал критик А. Н. Добролюбов, — духовно развитая и совестливая девушка. Героиня, будучи замужем за Тихоном, слабым человеком, покоренного воле своей жестокой матери Кабанихи, по-настоящему влюбляется в Бориса — племянника Дикого. Катерина — верующая девушка с развитыми нравственными нормами, поэтому осознание своих чувств, которых не должно быть у замужней женщины, вызывает у нее обеспокоенность, тревогу, чувство вины. Совесть не даёт спокойно жить героине, понимание собственного нравственного преступления приводит к покаянию мужу. На это подтолкнула именно совесть, так как никто, кроме самой Катерины и её подруги Василисы, которая бы точно не рассказала никому об отношениях девушки с Борисом, не знал об этом. То есть, героиню пугает не осуждение людей, не суд, а понимание неправильности своего поступка, чувство вины. Итак, на примере Катерины из пьесы «Гроза» мы видим, что совесть действительно может наказать сильнее, чем осуждение людей. Проблема совести поднимается в романе Ф. М. Достоевского «Преступление и наказание». Главный герой — бывший студент Родион Раскольников, который совершил убийство старухи, руководясь собственной теорией о разделении людей «на тварях дрожащих» и «право имеющих». Он был уверен в правильности и справедливости задуманного, ведь такие как старуха, по его мнению, лишь обременяют землю и делают жизнь других хуже. Но, после совершения преступления, Раскольникова начинает мучить совесть. Постепенно он осознаёт ужас совершенного, испытывает настоящие духовные и даже физические страдания. Герой, перенесши муки совести, в конце, с поддержкой Сони Мармеладовой, сам идёт в полицейский участок, где признаётся в совершенном убийстве. Итак, Ф. М. Достоевский, изобразив Раскольникова, показал, что совесть может наказать сильнее, чем суд, закон. Итак, совесть остаётся главным регулятором поведения человека. Ни суд, ни осуждение людей, ни закон не способны оказать такого влияния на человека, как она. Обновлено: Опубликовал(а): Валерия Степанова Внимание! Спасибо за внимание. Полезный материал по теме
И это еще не весь материал, воспользуйтесь поиском
|
|