|
Жизнь ночлежников до появления Луки. (Анализ 1 сцены пьесы М. Горького «На дне»). (ЕГЭ по литературе)Первоначальное название пьесы М. Горького «На дне» - «Ночлежка». Оно носит нейтральный характер и указывает на то, что предметом художественного исследования писателя является жизнь людей, лишённых дома, «босяков». Второе название «Без солнца» указывает не только на слабый свет в подвале, но и на внутреннее состояние обитателей ночлежки. Солнце в религиозном сознании – символ Христа и любви к ближнему. Ночлежники лишены веры в себя и в жизнь, взаимоотношения между ними лишены тепла, любви, взаимопонимания. До появления Луки в подвале сцена представляет собой экспозицию пьесы, из которой мы узнаём о жизни ночлежников. Пространная ремарка, предпосланная первому акту, многозначительна. Описание подвала, похожего на пещеру, напоминает ад. Перед нами тяжёлые каменные своды, закопчённые, с обвалившейся штукатуркой. Свет, идущий сверху вниз, подчёркивает, что люди оказались на самом дне жизни и своей души. Из ремарки можно составить первоначальное представление о действующих лицах. Только три ночлежника заняты делом. Клещ сидит перед наковальней, примеряя ключи к старым замкам. Души обитателей ночлежки закрыты на замок. Путь со дна жизни, кажется, преграждён непреодолимой преградой. Где ключ к душам героев? Где ключ к той двери, которая выведет их со дна жизни наверх? Бубнов примеряет на болванке для шапок старые распоротые брюки, соображая, как нужно кроить. Как из старой жизни скроить новую? Выход со дна жизни – основной мотив пьесы. Деловитая Квашня хозяйничает за столом, гордясь своей самостоятельностью. «Барон жуёт чёрный хлеб» - в этой фразе кроется оксюморон. «Барон» - благородное звание. «Чёрный хлеб» - пища простого народа. Здесь подчёркивается та жизненная метаморфоза, которая произошла с этим персонажем. Настя читает растрёпанную книгу. В этой ремарке передаётся отношение девушки к реальной действительности. Жизнь отвратительна, убога, страшна, и выход из неё героиня видит в вымышленном мире. Два героя кашляют. Оба персонажа в конце пьесы умрут: Анна естественной смертью, а Актёр закончит жизнь самоубийством. Сатин рычит. В этом рычании – протест против безысходной жизни. Ремарка «Начало весны. Утро» содержит глубокий подтекст, несёт надежду на начало новой, лучшей жизни, на духовное воскрешение. Начинается пьеса с реплики барона : «Дальше!» Эта реплика подчёркивает обыденность, однообразие, неизменяемость течения той жизни, которую ведут ночлежники. Картина ада дополняется изображением грешников и их взаимоотношениями друг с другом. Эти взаимоотношения выражены метафорически в реплике Бубнова: «А ниточки-то гнилые!» Нити любви не связывают обитателей ночлежки, они разобщены. Люди словно чувствуют наслаждение от того, что мучают и раздражают друг друга. Квашня гордится тем, что свободна, что сама себе хозяйка и ни за что не выйдет замуж за полицейского Медведева. Клещ с удовольствием и злорадным торжеством ей возражает: «Врёшь!» Барон выхватывает у Насти книжку и дразнит её. Слышатся ругательства. Квашня обзывает Клеща «козлом рыжим». Тот, в свою очередь, называет торговку «старой собакой», когда она упрекает его в том, что он «заездил жену-то до полусмерти». Барон называет Настю дуррой и ударяет книгой по голове. Реплика больной Анны: «Начался день!» - подчёркивает, что эта сцена – обычное явление для ночлежки. Бубнов нисколько не сочувствует умирающей Анне, равнодушно заявляя, что «шум – смерти не помеха». Реплика Сатина о том, что 2дважды убить нельзя», подчёркивает, что герои духовно мертвы, им уже терять нечего. В настоящем у них ничего нет, единственное, что у них осталось, - прошлое, о котором они так любят говорить. Актёр вспоминает о том, как играл в драме «Гамлет» могильщика, гордится тем, что его «организм отравлен алкоголем». Сатин вспоминает о том, как он служил мальчишкой на телеграфе и много книг читал. От удручающей действительности он спасается непонятными словами: «органон», «сикамбр», «макробиотика», хотя автор вкладывает в эти слова глубокий подтекст. «Органон» в переводе означает «орган зрения, разумность». Сатин ведёт речь о том, что отравлен разум, нарушена разумность устроения жизни. Актёра Сатин называет «сикамбром». Сикамбры – древнегреческое историческое племя. Актёр – дикарь, потому что не может разумно устроить свою жизнь. «Макробиотика» - название книги немецкого врача Гуфеланда «Искусство продлить человеческую жизнь». Бубнов любит вспоминать о том, как он был скорняком и своё заведение имел. Он отмыл теперь руки от жёлтой краски как доказательство своей профессии и делает глубоко философский вывод о человеке: «…снаружи как себя ни раскрашивай – всё сотрётся». Главное в человеке не его место и положение в обществе – внешняя раскраска, а внутреннее содержание. Но души героев вычерпаны до дна, «стёрлись». С появлением хозяина ночлежки Костылева усиливается социальный мотив пьесы. В ремарке передаётся лицемерие Костылёва : «Напевая под нос что-то божественное, подозрительно осматривает ночлежку». Его религиозное «словоблудие» носит ограничительный характер, прикрывая его грехи: ревность к жене, жадность. Он собирается «накинуть полтину» Клещу, чтобы «маслица» в лампадку купить. Костылёв хвалит актёра за заботу об Анне, но не хочет «скостить2 ему половину долга, лицемерно утверждая, что доброта Актёра зачтётся ему на том свете. А сам не гнушается продавать краденые часы, полученные от вора Васьки Пепла. Заканчивается сцена спором о совести. Клещ гордится тем, что с малых лет работает, и осуждает своих соночлежников за то, что они «живут без чести, без совести». Пепел заявляет, что «честь – совесть тем нужна», у кого власть да сила. Бубнов с ним полностью согласен: «На что совесть? Я – не богатый…» После этого спора и появляется лука. С этого момента и начинается завязка действия. Обновлено: Опубликовал(а): Vladimirovna Внимание! Спасибо за внимание. Полезный материал по теме
И это еще не весь материал, воспользуйтесь поиском
|
|