|
Образ Софьи в комедии А. С. Грибоедова «Горе от ума». (ЕГЭ по литературе)Познакомившись с комедией А. С. Грибоедова «Горе от ума», Пушкин отметил в письме А. А. Бестужеву: «Софья начертана неясно…» Над загадкой Софьи бьются и герои пьесы: Фамусов, Чацкий. «Взрослой дочери отец» Павел Афанасьевич Фамусов, хлебосольный московский барин, начальник «тёплого» служебного местечка, обеспокоен только лишь одним : выгодно выдать дочь замуж. Он боится, что девушка, начитавшись французских романов, отдаст предпочтение не тому избраннику. По его мнению, единственная достойная его дочери кандидатура на роль жениха – полковник Скалозуб: «и золотой мешок, и метит в генералы», по меткому выражению служанки Лизы. Утреннее столкновение в доме сначала с Молчалиным, а затем с Чацким рождает в уме обеспокоенного отца смятение: «Который же из двух?» Оба нежелательны. Молчалин – «нищий». Чацкий – «франт – приятель». Общественное мнение о нём неблагоприятное: «мот», «сорванец». Чацкий бьётся над загадкой Софьи от начала пьесы до её конца. От первой встречи с Софьей после трёхлетней разлуки до последнего разоблачения «неверное». Чацкий ни на волос не приближается к пониманию характера и поступков Софьи. Главный вопрос, который занимает читателей, один: почему неглупая девушка предпочитает умному Чацкому глупого Молчалина? Как справедливо отметил Л. Н. Толстой, Софьей движет «энергия заблуждения». Три года назад Софья любила Чацкого, хотя не признаётся в этом ни себе, ни своей наперснице – служанке Лизе, девушке, обладающей трезвым и ясным умом. Теперь Софья называет свои прежние отношения с Чацким «детской дружбой». Сирота Чацкий воспитывался в доме Фамусова, рос вместе с Софьей. Очевидно, девушке в прошлом нравились остроты Чацкого: Болтает, шутит, мне забавно… Скорее всего, в девушке говорит обида. Чацкий уехал на три года и не писал. Теперь остроумие, блистательный ум, красноречие девушка не ценит, а, напротив, считает эти качества причиной повышенного самомнения, гордости и высокомерия. Что же привлекает её в Молчалине? Обобщая свой первый любовный опыт, принёсший ей одни разочарования, она создаёт новый образ возлюбленного, совершенно противоположный образу Чацкого. Бедный, робкий молодой человек – конечно же, этот образ создан не без помощи французских романов. Она надеется, что со временем сможет открыть своему отцу избранника, но пока вынуждена скрывать свои ночные свидания, кстати, невинные. В Софье чувствуется какая-то сила характера: она не боится людской молвы, нарушает общепринятые правила и приличия. Действительно, разве прилично, что девушка проводит всю ночь у себя в комнате с молодым человеком? Но её рассказ Лизе о своём общении с Молчалиным полон какой-то наивности и детской простоты. Молчалин осмеливается лишь взять руку Софьи и со вздохом прижать к сердцу. Из этого рассказа можно понять, как ловко разыгрывает Молчалин роль влюблённого и как наивна и доверчива самолюбивая девушка, принимая всё за чистую монету. Есть ли оправдание тому, что в конце пьесы именно Софья является источником распространения клеветы о сумасшествии Чацкого? Ею движет оскорблённое чувство: возлюбленного сравнили с известным «лгунишкой, картёжником и вором» Загорецким. Её намёк лёг на подготовленную почву: Чацкий успел всех своими остротами восстановить против себя. Софье достаётся свой «мильон терзаниЙ»: она убеждается в подлости героя своего романа. «Энергия заблуждения» Софьи, полное непонимание Чацким её характера и поступков приводят к трагическому разъединению людей, достойных друг друга, близких по духу. Обновлено: Опубликовал(а): Vladimirovna Внимание! Спасибо за внимание. Полезный материал по теме
И это еще не весь материал, воспользуйтесь поиском
|
|