|
Страна разумных лошадей: утопия или антиутопия? «Путешествия Гулливера» (Свифт Джонатан)В «Путешествиях Гулливера» Джонатана Свифта в стремлении изобразить современное английское общество, выводятся необычные страны и фантастические существа путем гиперболизации и гротеска. Кажется, после первых трех частей, где явно критикуются определённые исторические личности, социальные институты и общественные пороки, четвертая часть выглядит, на первый взгляд, как идиллическая страна, населенная разумными лошадьми. Общественное устройство гуигнгнмов построено на принципах разума — им не знакомы зло, ненависть, корысть, жестокость и другие людские пороки: прекрасные лошади такие совершенные существа, что Гулливер искренне восхищается ими. Лемюэль, очарованный интеллектом лошадей, рассказывает серой лошади о европейцах, о войнах, о политике, о государственных министрах, о медицине и сущности денег, выставляя своих соотечественников в худшем свете. Перед искренними и простыми гуигнгнмами, которым чуждо зло, Гулливер называет европейцев еху, «употребляющих свой разум только на развитие и умножение пороков». Герой сам, не желая показывать сходство с безобразными обезьянами, скрывает свое тело одеждой, подражает ржанию и походке лошадей:
На самом деле герой Свифта слеп — он не видит жестокости, тиранию в отношении гуигнгнмов к дикарям, используемых в качестве рабов. В эпизоде собрания лошадей мы окончательно убеждаемся, что лошадям присущи жестокость и эгоизм, а Гуигнгнмия лишь пародия на утопию. Лошади в целях избавиться от дикарей выбирают стерилизацию как более «гуманный метод», в сравнении с истреблением всего рода: «…операцию эту можно применить здесь к молодым еху и она не только сделает их более послушными и пригодными для работ, но и положит конец в течение одного поколения целому племени, так что не придется прибегать к лишению их жизни…». Свифт иронизирует и смеётся над своим героем, так горячо полюбившим лошадей и не замечавшим насилия. Таким образом, Джонатан Свифт показывает невозможность утверждения идеального разумного государственного строя с гуманным монархом во главе. Что касается еху — это одичалые моряки, когда-то высадившиеся после кораблекрушения на острове. Причина их озверения — изначальная порочность и не совершенство разума человека. Так, автор смеётся над идеалами Просвещения, показывая слабость человеческого интеллекта. Обновлено: Опубликовал(а): Габриелян Светлана Внимание! Спасибо за внимание.
|
|