|
12 задание. Роль внесценических персонажей в комедии А. С. Грибоедова «Горе от ума» (ЕГЭ по литературе)Оценка эксперта внизу Пьеса А. С. Грибоедова «Горе от ума» сочетает в себе черты классицизма и реализма. К последнему литературному направлению комедию можно отнести из-за обилия в ней внесценических персонажей. «Закадровые» герои не принимают участия в основном действии, а лишь упоминаются в монологах и диалогах. Их яркие образы помогают глубже раскрыть характеры главных участников конфликта, а также настроение общества в целом. Внесюжетных персонажей А. С. Грибоедова можно условно разделить на несколько групп. К первой категории будут относится представители «века нынешнего», единомышленники Чацкого, противостоящие фамусовскому обществу. Безымянный младший брат Скалозуба отставил службу, уехал в деревню и стал читать книги. Отказ от чина в пользу внутренней гармонии и знаний не способно понять московское общество. Племянник княгини Тугоуховской Федор изучал химию и ботанику в университете. Молодому человеку безразличны чины. Он сторонник либеральных идей. Консервативное фамусовское общество, видевшее смысл жизни в получении высокого должностного, материального статуса, никак не может принять вольнодумца. Ко второй группе будут относиться люди, вызывающиеся подлинное восхищение у Павла Афанасьевича и у Алексея Степановича. Фамусов самозабвенно рассказывает о «подвиге» своего дяди. Максим Петрович, находящийся на службе при дворе Екатерины Второй, сумел рассмешить императрицу своим падением. Мужчина проделал это действие не один раз, чтобы получить расположение правительницы и её приближенных. Далее последовали приглашения на игральные вечера и назначения на высокие посты. Максим Петрович – олицетворение раболепия, низкопоклонства и, как следствие, «века минувшего». Молчалин, рвущийся в высший свет, представляет Чацкому некого Фому Фомича как человека, который был начальником отделения при трёх министрах. Александр же убеждён в бестолковости «сочинителя». Введение в сюжет образа высокопоставленного чиновника показывает схожесть в мышлении Фамусова и Молчалина. Обоим героям свойственно подхалимство. Третью группу составят люди, характеризующие настроение общества. Французик из Бордо, посетивший Россию, не смог понять, где он находится: «Ни звука русского, ни русского лица. . . » В своём монологе Чацкий жёстко критикует преклонение перед всем иностранным, являющееся неотъемлемой частью жизни дворянского московского общества. Княгиня Марья Алексеевна посещает балы с целью найти женихов своим дочерям и даже рассматривает Чацкого как хорошую партию. Однако узнав, что Александр не богат, Тугоуховская теряет всякий интерес к молодому человеку. Для Марии Алексеевны важны чины, а не знания: своего племенника она открыто осуждает. Чацкого княгиня в конечном итоге и вовсе называет якобинцем. Тухоуховская – олицетворение глупости и внутренней пустоты. В известном монологе «А судьи кто?» Александр выступает против крепостного права, упоминая негодяя Нестора, который обменял своих верных слуг на борзых собак и разлучил семью для продажи. Внесценические персонажи в произведении А. С. Грибоедова изобличают пороки дворянского московского общества, которому противостоит Чацкий, и характеризуют преддекабристские настроения либеральной молодёжи. Обновлено: Опубликовал(а): Ekspert Внимание! Спасибо за внимание. Полезный материал по теме
И это еще не весь материал, воспользуйтесь поиском
|
|