|
Образ народа в поэме Н.В. Гоголя Мертвые души (ЕГЭ по литературе)В поэме Николая Васильевича Гоголя “Мертвые души” образ народа представлен с разных сторон, так как автор стремился показать всю Россию николаевской эпохи: разнообразные типы помещиков, непрактичных, неспособных заниматься хозяйством (как Манилов), умственно ограниченных (как Коробочка), прожигающих жизнь (как Ноздрев), расчетливых и жадных до денег (как Собакевич), скупых (как Плюшкин); чиновников - мошенников, взяточников и воров; зарождающийся класс буржуазии - дельцов и приобретателей, как, например, главный герой Чичиков, старающийся достичь материальных благ, пусть даже обманным путем; и русское крепостное крестьянство, находящееся на положении рабов, являющихся вещью, предметом купли-продажи, не принимаемых помещиками за людей. И хотя в поэме “мертвыми душами” являются непосредственно умершие крепостные, именно они и противостоят миру помещиков, чиновников, буржуазии, как живая душа противостоит мертвой. Система второстепенных персонажей открывает перед читателем картину жизни русского крепостного крестьянства в тридцатые годы девятнадцатого века. Крепостные - настоящие мастера своего дела, трудолюбивые, делают все “на века”. Недаром Собакевич набивает цену за свои мертвые души и говорит о них с уважением: умелый плотник Степан Пробка, неимеющий себе равных, славный каретник Абакум Фыров, кирпичник Милушкин, который “делал отличные экипажи, работал на совесть”. Однако судьбы людей из народа искалечены: “чудо, а не сапожник”, замечательный мастер Максим Телятников спивается, так как, “давши барину порядочный оброк”, обманут поставщиком “гнилушки кожи”. Бессмысленна и нелепа смерть Григория Доезжай-не-доедешь: от тоски “заворотил в кабак, а потом прямо в прорубь, и поминай как звали”. Печальна судьба беглых крепостных Плюшкина, которые обречены всю жизнь скрываться от помещика, униженно работать у случайных господ; Абакум Фыров ради вольной жизни пристал к бурлакам несмотря на тяжелый каторжный труд. Но Гоголь отнюдь не идеализирует русское крестьянство - он видит убожество духовного мира значительной части крепостных. Кучер Чичикова Селифан, малообразованный человек, спьяну произносящий длинные речи, адресованные лошадям, - воплощение невежества, хоть и н лишен смекалки и находчивости. Дворовая девка Пелагея у Коробочки не знала, где лево, а где право, ходила босиком в “платье из крашенины”, что указывает на ее крайне бедное положение. Самодержавно-крепостнический строй в России, ставший причиной темноты и забитости крепостных, тормозил не только экономическое развитие страны, но и губил душу русского народа. И все-таки в темном, забитом русском народе автор видел необъятные духовные силы, сумасшедшую удаль, широкий размах души - качества, составляющие основу национального русского характера. В конце первого тома писатель вводит символический образ “птицы тройки”, олицетворяющий стремительный бег России вперед, к лучшему будущему русского народа. С помощью метафоры автор показывает, как тройка, в которой Чичиков покидает город NN, превращается в птицу, взлетающую над землей. Появляется движение, простор, “летит мимо все, что ни есть на земли, и, косясь, постораниваются и дают ей дорогу другие народы и государства”. Таким образом, Гоголь, рисуя безрадостное, но правдивое настоящее России смехом уничтожал современную ему Русь с ее “мертвыми душами” и выражал надежду на то, что будущее нашей родины за великим русским народом, в котором заключены небывалые возможности. Обновлено: Опубликовал(а): Александр Внимание! Спасибо за внимание.
|
|