Счастливого нового года от критики24.ру критика24.ру
Верный помощник!

РЕГИСТРАЦИЯ
  вход

Вход через VK
забыли пароль?

Проверка сочинений
Заказать сочинение




Анализ стихотворения На заре ты ее не буди (Фет А. А.)

Стихотворение написано в 1842 году. Оно появилось после того, как поэт побывал в доме своих друзей, где умирала девочка от сердечной недостаточности. Девочка спасалась от боли только во сне, поэт просил мать не будить ребенка. Темой произведения является безмятежная красота спящей девочки.

В стихотворении два основных образа: лирический герой, умоляющий не тревожить спящее дитя, не спугнуть утро, которое “дышит у ней на груди, ярко пышет на ямках ланит”, и сама девочка. Трудно догадаться, что главная героиня умирает, об этом говорят детали: “подушка ее горяча, и горяч утомительный сон”, “сердце билось больней и больней”.

Лирический герой не может поверить в то, что юное создание так рано вынуждено покинуть мир. Он видел, как “вчера у окна ввечеру долго-долго сидела она”, наблюдала за луной и слушала соловья - будто предчувствовала, что эта ночь может быть последней. Только во сне она отвлекалась от мысли от смерти.

Автор использует кольцевую композицию для усиления мольбы и чувства тоски: сначала перед нами портрет спящей девочки, затем лирический герой рассказывает, как вечером она “следила по тучам игру, что, скользя, затевала луна”, и в финале стихотворения мы видим повторение первого четверостишия. Ключевую роль в передаче переживаний лирического героя играют метафоры: “сладко спит”, “утро дышит у ней на груди”, “бегут на плеча косы лентой”, “игру, что, скользя, затевала луна”. Автор использует прием контраста, чтобы показать, что природа просыпается для активной жизни в то время, как девочка теряет жизненные силы:

“И чем ярче играла луна,

И чем громче свистал соловей,

Все бледней становилась она,

Сердце билось больней и больней. ”

Оборванное предложение, восклицание в последней строфе передают душевную боль лирического героя.

Стихотворение написано 3-х стопным анапестом с перекрестной и только мужской рифмой. Его можно отнести к жанру элегии, так как поставлена экзистенциальная проблема, проблема конечности существования, предчувствия конца жизни, и передано настроение щемящей тоски. Хочу заметить, что А. Е. Варламов, русский композитор и капельмейстер, написал романс, положив данные стихи на музыку, которая прекрасно подчеркивает музыкальность поэтического слога Фета.

Обновлено:
Опубликовал(а):

Внимание!
Если Вы заметили ошибку или опечатку, выделите текст и нажмите Ctrl+Enter.
Тем самым окажете неоценимую пользу проекту и другим читателям.

Спасибо за внимание.

.