|
Речь – как великая сила убеждения, слово – как основное орудие для учителя (педагога) (Школьные сочинения)«Словом можно добить, словом можно спасти, Словом можно полки за собой повести. Словом можно продать, и предать, и купить, Слово можно в разящий свинец перелить. » В. Шефнер «Речь – великая сила: она убеждает, обращает, принуждает» – так сказал Ралф Уолдо Эмерсон, американский поэт, философ, пастор, лектор и общественный деятель. На мой взгляд лучше не скажешь. Если говорить о речи как о публичном выступлении, то это действительно очень мощное и эффективное средство общения. Слово, произнесенное при непосредственном контакте с аудиторией, оказывает на нее немедленное влияние, способно заинтересовать слушающих, донести до них нужную информацию, убедить их в чем-то, склонить к совершению определенных действий. У слова великая сила, которая способна убить человека или исцелить его. Сила слова способна убедить окружающих, заставить их идти в бой, на жертвы, на великие подвиги. «Сила слова беспредельна. Удачного слова часто достаточно было, чтоб остановить обратившееся в бегство войско, превратить поражение в победу и спасти страну. » – писал известный французский журналист Эмиль де Жирарден. Все мы помним слова политрука Красной Армии Василия Клочкова произнесенные перед панфиловцами: «Велика Россия, а отступать некуда – позади Москва!». Или обращение князя Святослава к дружине перед битвой с греками в 971 году: «Уже некуда нам деться, волей или неволей надо стоять! Да не посрамим земли русской, но ляжем костьми, ибо мертвые сраму не имут! Если же побежим будет нам стыд. . . Не отступим, но станем крепко… Нет у нас обычая бегством спасаться в Отечество, но или жить победителями, или свершив подвиги, погибнуть со славой!!!». Такие, и многие другие речи наших полководцев и командиров оказывали сильное влияние на сознание русских воинов, воодушевляли на подвиги и вели к победе. Умение хорошо выступать публично имеет важное значение и для педагогической деятельности. Преподаватель, выполняя свои педагогические функции, является в определенной степени оратором. Каждый педагог должен владеть искусством слова. A. C. Макаренко придавал исключительное значение умению педагога обладать своеобразным оружием слова. Он писал: «…что ни один воспитатель не может быть хорошим воспитателем, не может работать, если у него не поставлен голос, он не умеет разговаривать с ребенком, и не знает, в каких случаях как надо говорить». Речь преподавателя – основное орудие педагогического воздействия на обучающихся. Одновременно это и образец для них как надо говорить. В каком-то плане они будут его копировать. Поэтому преподаватель должен тщательно готовиться к любому устному занятию. Строго следить за культурой своей речи во время проведения учебных занятий. Для него очень важно соблюдать нормы литературного языка, правила произношения, ударения, грамматики, словоупотребления и т. д. , а также уметь пользоваться выразительными языковыми средствами. Содержание профессиональной деятельности педагога предъявляет к его речи ряд требований, заставляющих его развивать профессионально значимые речевые качества. Это правильность речи, основанная на понятии нормы, ее чистоте, точности, выразительности и др. Кроме того, по моему мнению, в речи преподавателя должно чувствоваться «живое» отношением к тому, о чем он говорит. Иногда внешне безупречно грамотная речь, но «холодная изнутри», в которой нет заинтересованности к предмету разговора, наблюдается «преподавательский монотон», не доходит до слушателя. В тоже время использование в ходе занятия диалога, предполагающего активность обучающихся, стимулирующего их к высказываниям, позволит лучше чувствовать аудиторию и более эффективно достичь целей занятия. Одной из составляющих речи является качество голоса педагога. Голос не должен вызывать неприятных ощущений, а должен обладать благозвучностью. Педагог должен уметь изменять характеристики своего голоса с учетом ситуации общения, управлять своим голосом, говорить не для себя, а для слушателей. С помощью голоса можно внушить обучающимся определенные требования и добиться их выполнения. Для того, чтобы удерживать внимание аудитории на сути речи, не менее важна и дикция – четкое и ясное произнесение звуков речи. Хорошая дикция обеспечивается строгим соблюдением артикуляционных характеристик звуков. Дикция является одним из обязательных элементов техники речи педагога, поскольку речь его является образцом. Нечеткая артикуляция приводит к невнятной речи и затрудняет понимание говорящего. Лучший эффект убеждения будет иметь выразительная речь, наполненная эмоциональным и интеллектуальным содержанием. Специфика устной речи позволяет широко использовать интонацию, жесты, мимику. А также применять такие средства выразительности, как логическое ударение, повышение или понижения голоса, изменения темпа, паузы, мелодичность речи, улыбку. Интонация делает речь живой, эмоционально насыщенной, мысль выражается более полно и закончено. По речи человека можно понять о нем многое. Недаром Сократ говорил «Скажи что-нибудь. Я хочу тебя увидеть. ». А Петру 1 принадлежат слова: «Указую господам сенаторам, чтобы речь держать не по писаному, а своими словами, чтобы дурь видна была каждого. ». Таким образом несомненно верны слова Эмерсона о великой силе речи. И владение педагогом культурой речи, постоянное совершенствование ее, умение выступать публично – это залог успешности профессиональной деятельности. Речь педагога не только условие педагогического мастерства, но и его основа. Обновлено: Опубликовал(а): Gripf Внимание! Спасибо за внимание.
|
|