|
Лопе де Вега «Собака на сене» (Школьные сочинения)Данное произведение названо так из-за Дианы де Бельфлор, которая, будучи влюбленной в своего секретаря Теодоро, не давала ему согласия на свадьбу со служанкой Марселой, но и не отвечала на его чувства по причине их социального неравенства. Существует пословица: «Собака на сене лежит, сама не ест и другим не дает». В тексте этот образ обыгрывается многократно. Например, в сцене, когда Теодоро наконец открывается Диане, не в силах терпеть ее переменчивость; Теодоро называет так графиню в разговорах с Тристаном; так же отзываются о ней служанки Доротея и Анарда; пьеса завершается словами Теодоро, вновь использующего упомянутую метафору. «Собака на сене» является комедией «плаща и шпаги», однако присутствуют черты драмы, проявляющиеся в сословном барьере между Дианой и ее секретарем, в том, как они преодолевают его, чтобы быть вместе. Главная героиня – графиня Диана де Бельфлор – неоднозначная личность, умная, гордая, смелая, но и ревнивая, своенравная, жестокая, высокомерная. Не зря ее сравнивают в тексте с римской богиней луны: «Она, небесная Диана, Луна, и женщина, и призрак Она, чудовище коварства…» К тому же упоминается, что Диана «еще роскошней и прекрасней» солнца. Секретарь Теодоро представляет собой тип персонажа испанской комедии гала (кавалер). Он подающий надежды юноша, которому не позволяет достигнуть успеха низкое положение в обществе, именно его он надеется поправить с помощью Дианы. Теодоро за редким исключением (отказ от идеи Тристана) всегда зависит от вышестоящих. Герой расчетлив и хитер, однако это не спасает несчастного, когда он влюбляется по-настоящему. Огромную роль в развитии сюжета сыграл лакей Тристан, соответствующий типу грасьосо, не отягощенный особой моралью, но оказывающий помощь в любовных делах господина. Среди служанок графини (Доротея, Анарда) выделяется Марсела, которая первоначально являлась возлюбленной Теодоро. Когда тот променял ее на хозяйку, проницательная девушка обратилась к Фабьо, чтобы отомстить. Граф Федерико и маркиз Рикардо – поклонники Дианы, которых она отвергла, на почве чего они сблизились и собирались убить общего врага Теодоро. Это благородные господа, но их с легкостью обманывает плутоватый Тристан. Граф Лудовико – богатый знатный старик, одураченный Тристаном. Герой потерял когда-то сына и «обрел» его в лице Теодоро стараниями изворотливого слуги. Комедия начинается с ночного происшествия, вызвавшего переполох в доме Дианы. Теодоро тайком встречается с Марселой, о чем узнает графиня. Поначалу она отнеслась к этому спокойно, но затем ее начинает одолевать ревность. Диана признается в чувствах секретарю с помощью письма, якобы написанного подругой. Далее она, раздираемая противоречиями, то приближает к себе возлюбленного, то отталкивает. Между тем ее поклонники маркиз Рикардо и граф Федерико задумали с помощью Тристана убить соперника, однако тот предупреждает хозяина. Этот же пройдоха, воспользовавшись фактом давней пропажи сына графа Лудовико, помогает Теодоро выдать себя за его наследника. Юноша открывает правду Диане, но ее она уже знает и собирается воспользоваться, чтобы наконец быть вместе с возлюбленным. Пьеса оканчивается обращением Теодоро к «высокому собранью» с просьбой не выдавать его тайну. Тип сюжета – концентрический. Повествование сосредоточено главным образом на Диане и Теодоро. Пьеса полна легких, изящных и остроумных диалогов, сообщающих особую живость и динамичность развитию сюжета, многие цитаты стали афоризмами. Текст искусно организован при помощи стихотворного ритма, в нем используются в изобилии стилистические средства разнообразной исторической и социальной принадлежности. Архаичность языка гармонично сочетается с богатством словаря героев. Текст построен на основе ритма действия, который обусловлен не только характером персонажей, содержанием реплик, но и ритмом стиха. Ложный финал, когда влюбленные никак не могут расстаться перед отъездом Теодоро, сочетает одновременно комизм и трагизм. В настоящем финале обыгрывается классический комедийный ход «появление бога из машины», в роли которого выступает лукавый Тристан, с блеском разрушивший все препятствия на пути влюбленных. Диана – двойственная персона, на что указывает сравнение ее с богиней, луной, солнцем. С Теодоро связан образ Фаэтона, который был «на золотых конях с крутого сброшен небосклона», а также Икара, которого «солнце опалило и свергло на морское дно». Такая параллель возникает из-за того, что секретарь низкого происхождения посмел посягнуть на любовь высокородной вдовы. Немаловажную роль играет в сюжете письмо Дианы, посредством которого героиня завуалированно рассказывает избраннику о своих чувствах и трудностях, постигших ее в этом состоянии, а также ответ от Теодоро, намекающий, что молодой человек предпочтет «забыть о счастье», дабы никто не решил, будто он «забылся». Следует отметить и пощечины графини секретарю, когда последний разгневал госпожу выражением приязни Марселе. Диана ударила так сильно, что у Теодоро выступила кровь, однако это только подкрепило его уверенность во влюбленности «фурии рода Бельфлоров». Благодаря творчеству Лопе де Веги испанский театр достиг своего совершенства, испанская драматургия заняла новое место в мировой литературе. Его произведения основываются на идеях ренессансного гуманизма и традициях патриархальной Испании. В «Собаке на сене» ключевым моментом становится проблема неравенства общественного положения любящих людей. Драматург утверждает, что если на пути любви встанут предрассудки, то влюбленные должны всеми силами бороться. Обновлено: Опубликовал(а): Леди Алина Внимание! Спасибо за внимание.
|
|