|
Мифологические фигуры чёрта и кузнеца повести «Ночь перед рождеством» (Гоголь Н. В.)Рассмотрим типичные мифологические фигуры, представленные в повести "Ночь перед Рождеством": кузнеца и чёрта с точки зрения их традиционного изображения в сказках и мифах. Для начала рассмотрим главного героя, кузнеца Вакулу. Кузнец — колдун, наделённый сверхчеловеческой созидающей силой, которая связана с небесным огнём. Связь с огнём обоснована тем, что кузнец вынужден использовать огонь в своей работе. Созидательное колдовство приписывается представителям этой профессии, потому что их деятельность связана с созданием предметов, да не обычных, а таких важных как, например, меч или нож. Согласно народным поверьям, кузнец может создавать не только орудия из разных металлов, но и волшебное оружие. Он даже богатыря может закалить в огне и тем самым сделать его неуязвимым. Так же и созданные им вещи наделяются прочностью. Кузнец может ковать не только металл, он может сковать песню, свадьбу, слово. Так же он куёт человеческую судьбу. Поэтому раньше люди приходили к кузнецу, чтобы он благословил брак и выковал золотое кольцо на счастье. Здесь было бы уместно вспомнить и поговорку «Каждый сам кузнец своего счастья». Чёрт, по мнению некоторых исследователей, изначально был жрецом Чернобога, то есть человек наделённый огромной магической силой. После понимание чёрта изменилось под воздействием христианства. В христианской традиции чёрт — это мелкий злой дух. Чёрт может принимать человеческий облик, но его выдают рожки, свиной пятачок, копыта, шерсть и хвост. Гоголь описывает чёрта как создание, которое и похоже, и не похоже на человека. Сзади из-за хвоста, похожего на фалды мундира, его можно было принять за губернского стряпчего. "Спереди совершенно немец» (Тут Гоголь делает сноску, что немцем в тех местах, где разворачивается действие повести, называют не только жителя Германии, но и в целом любого иностранца). При этом отличить нечистую силу от человека можно по рожкам, козлиной бороде и по тому, что он «не белее трубочиста». На мордочке (Гоголь использует именно слова «морда» и «мордочка», а не «лицо», чтобы подчеркнуть, что это не человек, а нечто иное) у черта свиной пятачок, а ноги неестественно тонкие. То есть автор описывает его точно таким, каким нечистый предстаёт в сознании народа, не забывая сдобрить образ меткими и забавными сравнениями. Черти обладают всеми человеческими вредными привычками — они любят пить, курить, ругаться и тому подобное. Так же часто нечистая сила в сказках предстаёт в облике иностранца, то есть чужого, непонятного человека. Потому-то чёрт и похож на иностранца. Чёрт, как любой злой дух, не может выносить крёстного знамения (как и любые другие атрибуты, связанные с церковью), поскольку крёстное знамение имеет силу побеждать зло, чем и воспользовался Вакула. Свою волшебную силу черти, будучи порождениями зла и тьмы) обретают только ночью. Их очень пугает крик петуха, предвещающий зарю, и, услышав его, черти бросаются прочь, чтоб их не застал рассвет. Что и попытался сделать чёрт, очутившись около хаты Вакулы. Согласно поверьям, черти могут соблазнять женщин и даже вступать в брак с ведьмами. На счёт брака Гоголь, конечно, ничего не говорил, но чёрт явно любовник Солохи. Может наслать непогоду, метель или обратиться в вихрь. Собственно, метель черт устроил. Обновлено: Опубликовал(а): Алекто Внимание! Спасибо за внимание.
|
|