|
Путь и жизнь Пьера Безухова по роману эпопее Война и мир (Толстой Лев Н.)Великий роман-эпопею «Война и мир» Лев Николаевич Толстой начал писать в 1863 году, и изначальный замысел претерпел множество изменений до того, как попасть в руки читателя. Это должен был быть роман о декабристе, который в 1856 году возвращается в Россию из Сибири и видит происходящее в стране. Но тогда речь должна идти и о восстании 1825 года, а, чтобы писать о нем, необходимо показать формирование сознания людей с 1812. Но нельзя показать высший триумф национального духа без начала пути в 1805. Уже становится понятно, что это не роман, что-то глобальнее. Но 1856 и 1825 года в произведении нет, оно ограничивается 1820. Гипотетически Толстой показывал становление декабриста. Андрей Болконский и Пьер Безухов — 2 основных персонажа, которые одновременно тяготеют друг к другу и идут по разным путям. Неизбывность пути показывает, что не один путь не может назваться верным. Андрей Болконский схож с толстым, он потомственный аристократ и участвовал в войне. Но мироощущением толстовский герой — Пьер. Андрей Болконский более впечатляющий. Пытается жизнью управлять, сосредоточен на себе. Пьер мягок, внушаем, он плывёт по течению жизни, открыт ей и пытается найти своё место. Каждый проходит длительный путь кризисов и оба похожи на Толстого. Автору важно показать изменчивость героев, их незавершенность. Показать не характеры, а положения, в которых оказывается человек и которые заставляют меняться. Оба героя начинают с Наполеонизма. Наполеон представлен как дух времени, его нет, а разговоры о нем есть. А когда он появляется в произведении как персонаж, происходит полное разветвление. На Вечере у Анны Павловны Шерер говорят о наполеоне со страхом. Позиции Болконского и Пьера чужды Анне Павловне и другим. Все декабристы в своё время прошли через наполеонизм и масонство. Но наполеонизм у героев разный. Болконского привлекает величие наполеона, он хочет повторить подвиг. Пьер же видит в нём воплощение обновления, революции. Он не хочет быть наполеоном, он хочет найти своё место. В этом мире Пьер себя чувствует чужим, он сам «нечто новое» для этого общества. Пьер видит в наполеоне олицетворение обновления, хочет стать частью трансформации общества в лучшее. Но, когда наполеон нападает на Россию, Пьер понимает, что он тиран и захватчик. Пьер незаконно рожденный сын Кирилла Безухова. Возможность его близости к народу определена генетически. Герой находится в промежуточной позиции. Он в процессе становления. Изначально идея пути заявлена фактом его происхождения. Его настоящее имя — Пётр, Пьер — на французский манер. А вот как раз имени Анатоль нет, есть только Анатолий. Псевдоличность. Пьер учился за границей. Переходная фигура взаимодействия двух культур, диалог культур. Пётр — означает камень. Пьер — смягчение. Толстой передаёт Пьеру часть своей биографии. Все его пьянки — попытка соответствовать обществу «золотой молодёжи». В окружении влияющих на него людей он в итоге женится на Элен Курагиной. Семья Курагиных — полный образ негативных качеств светского общества. Пьер добрый, но он не дурак. Он по щелчку понимает тост Долохова «За здоровье красивых женщин, Петруша, и их любовников». Дуэль — некое выражение кризиса. Оба противника в состоянии дезориентации, в буквальном смысле они в тумане. Долохов — профессиональный стрелок, проиграл человеку, которые впервые держал пистолет. Пьер уезжает со смутным чувством, что ничего в этой жизни понять не может. Жизнь иррациональна. Он «теряет себя» после дуэли. Вся эта ситуация — демонстрация того, что мир устроен не по-человечески. Временным откровеньем для Пьера становится масонство. Толстой показывает некое извращение масонства. Пьер приходит в это общество мотивированным, делает добро, а позже понимает, что эти люди приходят ради обретения связей. Пьер разочаровывается в попытке обрести смысл жизни в масонстве. Судьба приводит его на бородинское поле. Пьер видит такой ужас. Он мешается солдатам, но пытается с народом разделить этот момент. «Солдаты эти сейчас же мысленно приняли Пьера в свою семью, присвоили себе и дали ему прозвище «Наш барин». Растворяется в народной стихии. Показателен момент, когда после потери сознания, Пьеру солдаты предлагают приготовленный «ковардачок» ложкой, которой ел солдат до него и Пьер без малейшей брезгливости и даже мысли о ней берет эту ложку, ест, и говорит как это хорошо. Пьер даже не задумываясь перешел эту грань, а АБ в пруду с солдатами искупаться не смог. Для толстого это более значимо, чем интеллектуальное осознание князя Андрея. Далее Пьер нумерологически высчитал, что ему предназначено убить антагониста наполеона. По толстому это совершенно глупо. Наполеон ничего не решает, он вознесен лишь толпой. Убийство наполеона ничего не изменит. Установка Пьера автором не принимается абсолютно. Накануне Пьер спасает французского офицера. И ночью они беседуют чисто по-человечески. Победа не определяется тем, что кто-то русский, а кто-то нет. Победа от того, что нация объединилась, потому что это время народного единства. Верный выбор Пьера — спасение ребёнка. Но момент взлета человечности героя разрушается когда он видит расстрел. Он снова разочаровывается. Из кризиса помог выйти Платон Каратаев. В интерпретации его имя значит «философ национальной жизни». Он «круглый» — потому что это совершенная геометрическая фигура, единство начала и конца. «воплощение всего русского, доброго круглого». В плену Каратаев шьет и чинит рубашки французам, но не потому, что он в плену. Каждого человека можно полюбить при личном общении. Пока человек свободен от внешних негативных воздействий — он собой может быть. От толстого далека правда АБ, нельзя любить того, кого не знаешь. А Платон Каратаев любит всех, кого знает. Но каждого любит, с кем знаком. Аб любит с высоты, не зная людей. С помощью Каратаева Пьер приобщается к установке бессмертия. Надо любить жизнь — понимает Пьер. Но когда Платон умер, Пьер не сильно горюет. Платон остается в мире, хоть и умер как человек. Он остается как определенное влияние. Подлинное бессмертие — Пьер вспоминает его в эпилоге. Даже после встречи с Каратаевым Пьер продолжает меняться. Автор дает ему двигаться дальше, хоть и не одобряет. «Одобрил бы тебя теперь?... — Платон Каратаев?— Нет, не одобрил бы, — сказал Пьер, подумав». Сон Пьера о глобусе так же говорит о бессмертии «вот он Каратаев, разлился и исчез, но остался в мире» В конце остаётся единая семья — Безуховы, Ростовы, Болконские и Каратаевское начало жизни. Момент максимальной близости к жизни народной у Пьера — это время с Платоном Каратаевым. После всего Пьер женится на Наташе, обретает счастье. Все хорошо, потому что его поиск связан с не с индивидуальным, а с пониманием мира, где нужно занять место, не ведущее, но своё. Пьер мягкостью своей становится ближе к толстому, нежели индивидуалист Болконский. Но Пьер слишком готов вестись, следовать в начале и это ему мешает. Чем дальше, тем больше эта откровенность ведёт Пьера к пониманию, кто же он сам. Он всё ещё готов к миру прислушиваться. У Пьера тоже есть некая общая ошибка — чрезмерное доверие к человеческому разуму. Для Пьера это не становится неким камнем преткновения, а тем, в чем он периодически разочаруется. И Пьеру скорее всего ещё предстоит разочароваться в декабризме. Обновлено: Опубликовал(а): Мария Милиметьева Внимание! Спасибо за внимание.
|
|