Счастливого нового года от критики24.ру критика24.ру
Верный помощник!

РЕГИСТРАЦИЯ
  вход

Вход через VK
забыли пароль?

Проверка сочинений
Заказать сочинение




С какой целью М. Ю. Лермонтов нарушил хронологический порядок глав в «Герое нашего времени»? (ЕГЭ по литературе)

"Герой нашего времени" — роман, композиция которого нарушена. Главы расположены не в хронологическом порядке. Более того, каждая из них является самостоятельной повестью, принадлежащей к разным жанрам. Так для чего же Лермонтов нарушил порядок повествования?

Во-первых, главной целью Михаила Юрьевича при написании романа было раскрытие Печорина как лица целого поколения. Именно поэтому автор, сохраняя привычную форму литературных жанров, наполняет их новым оригинальным содержанием.

Разнообразие жанров, использованных Лермонтовым, дает безграничные стилистические и смысловые возможности для раскрытия Печорина. Фрагментарный способ повествования позволяет создать миниатюрный портрет всего русского общества. В «Бэле» читатель знакомится с экзотическим миром горцев, в «Тамани» попадает к круг «честных контрабандистов», в «Княжне Мери» встречается с представителями великосветского общества, в «Фаталисте» погружается в своеобразную атмосферу русского офицерства. Принцип циклизации объединяет в одно целое несколько законченных сюжетов на основе сквозной темы, проблематики и образа главного героя, а последовательность повестей глубоко продумана и подчинена замыслу раскрыть характер Печорина от внешнего к внутреннему. Если в «Бэле» поступки героя изложены без объяснения мотивов, то в «Журнале Печорина» представлен его подробный самоанализ. Личность Печорина дана статично, герой не меняется, но каждое новое «приключение» лишь дополняет, проясняет его образ.

Во-вторых, этот метод создаёт ощущение не­кой тайны, недосказанности в характеристике самого героя, что по духу сближает роман с байроническим направлением в литературе. Печорин — носитель романтического типа сознания. Он упоминает в своем Журнале Байрона, читает перед дуэлью роман Вальтера Скотна. Множество романтических пейзажей в его Журнале выдают в нём скептика с душою поэта. Примером его романтической иронии является сравнение себя с Наполеоном после Ватерлоо. Кажется, что Печорин не проживает свою жизнь, а проигрывает её, как романтический сценарий, в котором он и автор, и персонаж в одном лице. Герой признается, что свою жизнь он пережил уже мысленно, и теперь ему «скучно и гадко, как тому, кто читает дурное подражание давно ему известной книги». Это самоощущение отражается на его фразеологии: Печорин называет себя «участником пятого акта», отводит себе «роль топора в руках судьбы», отношения с Грушницким подытоживает фразой «finita la comedia».

Подводя итог, хочу сказать, что решение Лермонтова изменить хронологию романа неразрывно связано с желанием как можно ярче показать характер Печорина, его внутренние и внешние черты. Помимо этого, проявление романтической направленности в этом романе дополняет образ Печорина загадочностью, в чем и помогает фрагментарный способ повествования.

Обновлено:
Опубликовал(а):

Внимание!
Если Вы заметили ошибку или опечатку, выделите текст и нажмите Ctrl+Enter.
Тем самым окажете неоценимую пользу проекту и другим читателям.

Спасибо за внимание.

.