Счастливого нового года от критики24.ру критика24.ру
Верный помощник!

РЕГИСТРАЦИЯ
  вход

Вход через VK
забыли пароль?

Проверка сочинений
Заказать сочинение




Почему человек решается идти наперекор судьбе? «Гроза» (Островский А. Н.)

Почти с самого начала зарождения наук люди уделяли внимание проблеме судьбы, а некоторые шли ей наперекор. Определение такого понятия, как судьба, очень обширно и многогранно: это одновременно и неотвратимый рок, который никому не избежать, и некая таинственная сила, определяющая будущее человека, и личное предначертание для каждого, и ряд предрешенных событий, и нечто непостижимое, таинственное, мистическое, управляющее самим ходом бытия, а вместе с ним — и связанными с ним элементами, в том числе и нитями жизней всех существ.

Кроме того, судьба — это прошлое, настоящее и будущее, сплетенные воедино. Неслучайно древние греки поклонялись трем богиням судьбы, названным «мойрами». В переводе с греческого «мойра» означает «часть», «доля» и, как следствие, «участь». То есть, как можно заметить, судьба — это нечто, пускай и составленное из кусочков, но в общей своей сути неделимое, целостное. Она всеохватывающа и безгранична, и неотвратима, и именно поэтому набраться сил, решимости и смелости, чтобы пойти наперекор ей — настоящий подвиг.

Судьба превосходит все человеческое, мирское, и олицетворяет могущество неведомых сил.

Вместе с тем она — метафорический образ вечного течения жизни — запирает эту самую жизнь в клетку, устанавливает рамки, ограничивает, проводит черту, держит взаперти. Тем не менее, даже учитывая это, нельзя сказать о том, что большинство людей стремятся идти наперекор судьбе.

Наоборот, на это отваживаются только те, кто обладает должной решимостью; те, для которых лучше сама смерть вместо предначертанного. И это бессилие, доведенное до крайности, невозможность как-то повлиять на происходящее, нежелание принимать то, что даровано «велением Неба» (китайское обозначение судьбы) — именно эти факторы в совокупности приводят людей к тому, чтобы идти ей наперекор. Отличный примеру этому можно найти в произведении Островского «Гроза».

Действие пьесы разворачивается в уездном городе Калинове, жители которого в своем большинстве — малообразованные купцы, мещане и крестьяне. Главной героиней пьесы является Катерина Кабанова, и на ней концентрируется особое внимание. Очень примечателен сам образ города, который раскрывается с каждым явлением все более и более глубоко: во-первых, это «иное царство», мир мертвых, в котором все не так, как у людей, все «будто из-под неволи», а во-вторых, это «мир, где царят жестокие нравы», где властвуют люди, чьи фамилии вызывают ассоциации со свирепыми животными — Кабанова, Дикой. Миру Калинова противостоит мир девичества Катерины, чистый, прекрасный и непорочный.

В третьем действии описывается эпизод, в котором происходит разговор Феклуши и Кабановой. Они обсуждают Москву — мир наружный, внешний, настоящий, и Калинов — мир внутренний, ограниченный, замеревший.

«Ещё у вас в городе рай и тишина, а по другим городам так просто Содом, матушка: шум, беготня, езда беспрестанная!», — жалуется Феклуша, а после ответа Кабановой произносит, — «Нет, матушка, оттого у вас тишина в городе, что многие люди, вот хоть бы вас взять, добродетелями, как цветами, украшаются; оттого все и делается прохладно и благочинно». Можно заметить противопоставление суеты и тишины — в Москве и Калинове соответственно; Феклуша приравнивает тишину к раю — благословенному небесному месту, созданному из эфира, тогда как тишина (безмолвие) на самом деле — это застой времени, смерть, погибель.

Именно царство мертвых, Ад, а не обитель чистых душ, Рай, безмолвно. Феклуша же утверждает, что тишина в городе — это жизнь, а суета городов вовсе не добродетель, тогда как все обстоит ровным счетом наоборот. В конце концов, движение само по себе — жизнь, и, таким образом, выходит, что Феклуша проповедует ложные постулаты. И если Калинов — это царство мертвых, то становится понятна тема, сквозящая меж строк, о том, что из Калинова невозможно уйти. Это круг, который не пересечь; границы, которые не переступить. Образ судьбы вплетается в текст как замкнутого пространства.

«Все происходит за закрытыми дверьми», «И все шито да крыто — никто ничего не видит и не знает, видит один Бог!», — подтверждение можно найти в монологе Кулигина. Еще стоит выделить образ Содома — отсылку на два библейских города Содом и Гоморра, считающиеся олицетворением высшей степени греховности, которая навлекает на себя гнев Бога. Однако Бог — это высшее существо и в то же время одно из значений судьбы, и, как было указано ранее, раз Феклуша меняет понятия местами, то Содом — полный беспорядок, хаоса и беззаконие — соответствует именно Калинову, а не Москве. Тогда прозвучавшая в конце гроза приобретает новый смысл: небесная кара, судьба.

Таким образом, тема запертости присутствует на всех уровнях текста. Рассмотрим, к примеру, эпизод с ключом. Кабанова, прячущая ключ, ассоциируется с Ягой, охраняющей вход в иное царство. Ежедневное запирание калитки становится ритуальным действием: это ограждение своего пространства от посягательств извне и препятствие для выхода наружу всего, находящегося в его границах. Теперь вспомним о том, что Катерина сравнивала себя с птицей, считающейся символом свободы. Птица стремится к преодолению преград, а находясь взаперти, чахнет и увядает — что и случилось с ней в дальнейшем.

Кроме того, нельзя не учитывать и ее любовь к Борису — любовь, которую, однако, она воспринимает как наваждение, морок: «Разве я хочу о нем думать; да что делать, коли из головы нейдет… И хочу себя переломить, да не могу никак. Знаешь ли ты, меня нынче ночью опять враг смущал». Катерина раскрывает правду о своих отношениях с Борисом, обнажает свой грех на глазах у всех, то есть совершает поступок, противоположный принципу, которому следует Калинов: все шито да крыто. Но она не может простить себя за содеянное: признание не дает ей облегчения. Да и сам по себе Калинов — это ограниченное пространство, в котором происходит действие пьесы, то есть некая внутренняя тюрьма, замкнутость, отсутствие выхода. И все, кто попадает в Калинов, в нем и остаются.

Однако судьба — тоже в некотором роде тюрьма, потому что не дает человеку совершать свои собственные действия. Нередко говорят — «все по велению судьбы» — и это ли не истинное наказание? По велению судьбы Катерина должна была до конца дней терпеть неприкрытую враждебность, плохое отношение со стороны Кабановой, давящую атмосферу дома. Но она идет наперекор судьбе: она умирает и переносится в иной мир, мир снаружи.

Таким образом, в пьесе можно проследить два мира: мир внутри и мир снаружи. Внутри — это тесный Калинов, тогда как Катерина покидает его, пересекает границу, оказываясь в другом мире ценой собственной жизни. Сложившиеся обстоятельства, нежелание мириться с предначертанной судьбой (Островский пишет, что Катерине «вернуться домой, к мужу, равносильно смерти») приводят к тому, что она идет наперекор судьбе.

Следовательно, на примере Катерины становится понятно, что человек идет наперекор судьбе потому, что стремится к свободе и реализации желаний, что превышает его боязнь запертости и побуждает искать «ключ»; потому, что его подавляет положение, в котором он находится, тяготит ситуация, в которой он оказался, потому что бессилие и неспособность как-либо повлиять на собственную жизнь возводятся в абсолют, натягиваются до предела.

Обновлено:
Опубликовал(а):

Внимание!
Если Вы заметили ошибку или опечатку, выделите текст и нажмите Ctrl+Enter.
Тем самым окажете неоценимую пользу проекту и другим читателям.

Спасибо за внимание.

.