Счастливого нового года от критики24.ру критика24.ру
Верный помощник!

РЕГИСТРАЦИЯ
  вход

Вход через VK
забыли пароль?

Проверка сочинений
Заказать сочинение




Мотивы «Вишнёвого сада» в клипе Земфиры «Остин» (Сочинение на свободную тему)

Клип на песню Земфиры "Остин" — произведение, которое можно принять за самостоятельный короткометражный фильм, где на первый ряд встает не музыка, а сюжет видео. Это, скорее, клип-настроение, где события уходят на второй план, а на первый выходят сменяющиеся лейтмотивы, медленно перетекающие друг в друга. Такая организация видео напоминает комедию А. П. Чехова "Вишнёвый сад", сломавшую вековую традицию театра, поставившую акцент не на развитии событий, а на смене настроений, чувств героев. Разумеется, чеховские мотивы можно заметить и в клипе "Остин". Они раскрывают цель режиссера — показать единение времени, прошлого и настоящего, известной комедии 1904 года и песни 2021 года. Мотивы "Вишнёвого сада" вечны: они были и до создания произведения, они остаются и после, но приобретают иной вид, потому что время безостановочно течет, меняя реальность вокруг нас.

Главный мотив клипа — мотив уходящего прошлого и неумолимого времени, который находит отражение и в "Вишнёвом саде".

Возвратившись спустя много лет в поместье, герои пьесы замечают, как все вокруг постарело: и люди, и мебель в доме. Любовь Андреевна и Гаев вспоминают свое счастливое детство, которое они не могут вернуть и не в силах отпустить. Они не понимают, что прошлое мертво и воскресить его невозможно, что всему когда-то приходит конец. Остин же, главный герой клипа, тоже пытается удержаться за прошедшее, которое рушится на его глазах. Он смотрит в дыру в полу дома и видит там себя. Остина засасывает ужасная черная жижа, символизирующая ход времени, которое стирает с земли всё старое и неизбежно уходящее в небытие. Глаза героя, утопающего в пучине времени, пусты и будто мертвы, ведь в этом эпизоде Остин видит именно прошлое, где уже нет никакой жизни. Поэтому рушится и его дом, вместе с которым ломается жизнь героя, всеми силами пытающегося сохранить поместье, вернуть прежний ход жизни, подобно тому как Раневская и её брат пытаются сохранить вишнёвый сад, не желая расставаться с воспоминаниями о детстве, о родителях, о прошлом...

В клипе быстротечное время выражено через статуи, символизирующие прошедшее, неживое, через рассыпающуюся в руках Остина девушку, символизирующую безвозвратность ушедшего, и через силуэты людей, накрытых белыми полотнами, — поколений, живших в поместье, но покинувших этот мир, то есть тоже оставшихся в прошлом. Отсюда вытекает и ещё один мотив, объединяющий "Вишнёвый сад" и клип "Остин" - мотив смены устаревшего уклада жизни и разрыва между поколениями. Оба эти процесса тяжело переживаются героями: Остин смотрит на портрет родителей, сгорающий вместе с домом, Раневская вспоминает мать, видя её призрак в саду, — ни дворецкий из видеоигры, ни обанкротившаяся помещица не могут расстаться с домом, где жили их предки, домом, хранящим в себе частички многих душ. Именно через вещи Остин и герои "Вишнёвого сада" ощущают незримую связь поколений, которую рвет безжалостное время. Поэтому с каждым ударом молотка на аукционе в клипе и с каждый стуком топора, сносящего прекрасный сад в пьесе, жизнь героев рушится. Рушатся и привычные им устои, и память об ушедших предках, свято запечатленная в старых поместьях. В клипе дом Остина сгорает, как сгорает вся память о прошлом, которое так дорого герою. В "Вишнёвом саде" поместье сносят, и оно так же навсегда исчезает и стирается с лица земли, уходит в пучину времен.

Другой важный чеховский мотив в клипе — мотив искусственности и нереальности мира. В пьесе "Вишнёвый сад" это выражено на уровне реплик персонажей: все они, словно куклы или автоматы, говорят свойственный каждому набор слов: Варя всегда рассказывает о хозяйстве, Любовь Андреевна — о прошлом, Гаев — о бильярде, Трофимов — о будущем России... Все эти диалоги или, скорее, перебивающие друг друга монологи лишены естественности, живости, они обличают искусственность нашей реальности. У Чехова эта неестественность связана с театральной наигранностью и эффектами старого театра. В клипе же нереальность мира приобретает несколько другой смысл: все персонажи в видео - куклы. В конце клипа зритель видит зарисовку из видеоигры, что еще раз указывает на иллюзорность нашей действительности. Кажется, будто людьми управляет кто-то извне, а вся реальность — элемент игры. Так режиссер клипа интерпретирует чеховский мотив под современную жизнь. Эта тема очень актуальна для нашего времени: она отражена в различных фильмам, например, "Матрица" и "Главный герой".

Очередной мотив "Вишнёвого сада" в клипе на песню Земфиры — беспомощность, душевное одиночество человека, оторванность от остального мира. В видео эта тема отражена в эпизоде аукциона: Остин стоит на полу между огромными людьми. Он беспомощен перед ними и перед действительностью, одинок и не понят. Одиночество в произведении Чехова проявляется в так называемом "диалоге глухих": герои как будто не слышат друг друга, и каждый чувствует себя совершенно оставленным, забытым; беспомощность — в эпизоде продажи сада: Любовь Андреевна и ее домочадцы кажутся такими же маленькими и немощными, как и Остин, стоящий на папке с надписью "Аукцион".

Следующий мотив, который можно выделить, — мотив далеко не очевидный, появляющийся из-за "подводного течения" (не обозначенных прямо изменений в душе героев), мотив отвергнутой любви, тоже уходящей в прошлое. Остин приближается к девушке, уносящейся вверх. Он стремится поцеловать ее, но та растворяется прямо в его руках. В глазах героя — боль, боль от несложившейся любви, которая ушла в прошлое. В "Вишнёвом саде" же мотив неразделенного чувства отражается в разговоре Лопахина и Любови Андреевны, где последняя намекает Ермолаю Алексеевичу о необходимости жениться. Купец приближается к своей любви, но та так же бесследно рассыпается, когда Раневская дает понять, что видит его только как жениха для Вари. Боль, появившаяся в сердце Лопахина, выплескивается наружу сначала колкими оскорблениями Трофимова, едкими шутками над Фирсом, а потом и желанием отомстить бывшей возлюбленной, вырубив сад, которым та дорожит.

Однако и в клипе, и в пьесе всё не заканчивается на мрачном и печальном: в конце "Вишнёвого сада" перед героями открывается путь в новый мир, в котором нет места старой жизни. В клипе "Остин" этот путь тоже появляется перед персонажем: в заключительный кадрах всплывает надпись "Новый день" и дворецкий показывается зрителям в совершенно другом, красочном мире. В обоих произведениях присутствует мотив светлого будущего, обновления и перерождения героев, которые, казалось бы, потеряли всё.

Такая прочная связь веков, которую пытается разорвать время в сюжетах "Вишнёвого сада" и клипа "Остин", оказывается неразрывной в искусстве, как высоком, так и массовом: извечные темы, которые волнуют общество во все времена, остаются, несмотря на разрушительную силу времени и его неумолимое течение. Они лишь приобретают новый вид, но не исчезают бесследно: все так же пытаемся мы удержать прошлое, находя его отголоски в настоящем, так же ощущаем искусственность и неестественность мира, так же чувствуем себя порой одинокими и беспомощными, так же страдаем от невзаимных чувств, внезапно рождающихся в душе, так же верим в прекрасное будущее, которое станет еще лучше прошедшего.

"Прощай, дом! Прощай, старая жизнь!" — говорит Аня. "Здравствуй, новая жизнь!" — отзывается Трофимов. Герои пьесы, лишившиеся единственной ниточки к прошлому — сада, символизирующего счастье и красоту действительности, чувствуют наступление нового жизненного этапа, где не будет места минувшему. В клипе "Остин" это сплетение времен закрепляется использованием мотивов "Вишнёвого сада", которые придают видео глубину смысла: несмотря на неспособность отпустить прошлое, которое порою тянет на дно, герой видит перед собой будущее, несущее духовное обновление и счастье.

Обновлено:
Опубликовал(а):

Внимание!
Если Вы заметили ошибку или опечатку, выделите текст и нажмите Ctrl+Enter.
Тем самым окажете неоценимую пользу проекту и другим читателям.

Спасибо за внимание.

.