|
Как развивается тема безумия в 9 главе «Реквиема» и в каких произведениях русской литературы встречается тема безумия и в чём её решение можно сопоставить с текстом Ахматовой? (ЕГЭ по литературе)Развивая тему безумия в 9 главе поэмы «Реквием» Анны Ахматовой, лирическая героиня говорит о том, что самое страшное его последствие — утрата памяти. Страдания, вызванные тяжёлой жизненной ситуацией лирической героини, приводят к помрачению ума. Метафоры «безумие крылом / Души накрыло половину» и «чёрная долина» развивают мотивы утраты контроля над своим сознанием. Из-за этих невыносимых помрачений лирической героине приходит мысль о том, чтобы «уступить победу…Уже как бы чужому бреду». Но вместе с страшными картинами «окаменелого страданья» из памяти исчезают и счастливые моменты, которые подчёркиваются эпитетами: «милая прохлада рук», «взволнованные тени». Так, лирическая героиня приходит к выводу, что бред забирает у человека самое дорогое — память. А ведь жизнь состоит именно из воспоминаний: как хороших, так и плохих. Героине нужно помнить каждое из них, и не только из своей жизни, но и из истории её страны: ведь в «Реквиеме» развивается мотив памяти о событиях сталинских репрессий, которые не при каких обстоятельствах не должны предаваться забвению. Тема безумия встречается во многих произведениях отечественной литературы. Так, она находит отражение в поэмах «Реквием» Ахматовой и Пушкина «Медный всадник». В чём их сходство? В каждом из лиро-эпических произведений причиной безумства становятся события в истории города. В «Реквиеме» лирическая героиня переживает ужасные события периода сталинских репрессиий, тирания правителя приводит к тому, что героиня вынуждена ходить на «час тюремного свиданья» со своим сыном. В «Медном всаднике» лирический герой также обвиняет в разрушении своей судьбы правителя-деспота — Петра 1, который предстаёт в образе Медного всадника. Лирический герой хотел прожить со своей любимой всю жизнь вместе («И станем жить, и так до гроба»), но из-за страшного наводнения Параша умирает. Герой винит в произошедшем царя, который никак не поспособствовал предотвращению бедствия. Следствием событий в произведениях становится безумство лирических героев. Лирическая героиня Ахматовой отчаивается, говоря о том, что готова «уступить победу… Уже как бы чужому бреду». Метафора «чёрная долина» подчёркивает грядущее забвение, которое ей грозит. Евгений тоже предаётся бреду, не в силах управлять своим сознанием. Он сходит с ума, потому что слишком слаб и беспомощен, как «маленький человек» («Ни то ни сё, ни житель света»), лирический герой не справляется с сильными переживаниями. Так, безумие обоих героев в произведениях раскрывается в полной мере. Но если лирической героине Ахматовой удалось пережить трудные события, то лирический герой Пушкина не смог совладать с столь сильными потрясениями. Обновлено: Опубликовал(а): Valeriia21 Внимание! Спасибо за внимание. Полезный материал по теме
И это еще не весь материал, воспользуйтесь поиском
|
|