Счастливого нового года от критики24.ру критика24.ру
Верный помощник!

РЕГИСТРАЦИЯ
  вход

Вход через VK
забыли пароль?

Проверка сочинений
Заказать сочинение




12.1. В чём трагедия Печорина? По роману М. Ю. Лермонтова «Герой нашего времени» (ЕГЭ по литературе)

Для романа «Герой нашего времени» характерен глубокий психологизм. Этот приём особенно важен и очевиден в созданном автором образе Печорина — главного героя произведения Лермонтова. На первый взгляд, Печорин может показаться самодостаточным персонажем, но в движении сюжета романа (фабула которого нарушена автором) он раскрывается как герой с трагической судьбой. В чём же состоит трагедия Печорина?

Прежде всего, стоит сказать о том, что герой, как кочевник, не может найти своего места в жизни.

Он пытается занять себя путешествиями, словно убегая от самого себя, но это у него не получается. Его бесконечные перемещения происходят из-за того, что все ему постепенно наскучивает. Так, он за небольшой промежуток времени успевает побывать в Тамани, в Пятигорске на лечебных водах. В конце концов он отправляется в Персию, возвращаясь откуда, трагически умирает. Таким образом, Лермонтов создаёт символический образ вечного скитальца. В чём состоит ущербность такого явления?

Важно отметить, что в каждом новом месте он разрушает судьбы людей. В главе «Тамань», которую можно назвать авантюристской новеллой, Печорин вмешивается в жизнь «честных контрабандистов», лишая всех персонажей, с которыми столкнулся, средств к существованию. Общаясь в Пятигорске с представителями «водяного общества» (почувствуем иронию в метафоре), он из-за скуки решает «волочиться» за княжной Мери, становится причиной её боли и позора, а затем просто уезжает. Он считает себя выше других, его вседозволенность, эгоцентризм позволяют ему распоряжаться чужими жизнями — это просто поражает. Смерть Бэлы, Грушницкого — это всё следствие его экспериментов над людьми, все дело его рук. Мы понимаем, что герой не способен ни на проявление подлинной любови, ни на дружбу — они с Вернером только приятели. Максим Максимыч, после того как Печорин грубо с ним обошёлся, говорит о том, что герою суждено закончить жизнь трагически, впоследствии так и случается.

Становится понятным, что главный герой Лермонтова пребывает в вечных сомнениях, его своеобразным девизом являются слова: «Я люблю сомневаться во всём!» Двойственность его характера наилучшим образом раскрывается в композиционно и идейно важной главе «Фаталист». Печорин, как всегда, пытается оставаться категоричным, не верить в предопределение, но, когда ему едва посчастливилось спастись от пули, он задаёт себе риторический вопрос о том, как после всех происходящих событий «не сделаться фаталистом». Но он не делается и фаталистом! Метания в голове героя между существованием судьбы и её отсутствием особенно очевидны на фоне позиции Максима Максимыча, для которого объяснение смерти крайне оказывается простым: так у него, видно, «на роду написано». А персонаж Лермонтова отказался от «веры» предков, того, что «на роду написано», он всё решает сам.

Таким образом, из-за того, что Печорин не может прийти к традиционной жизненной позиции, он поддаётся влиянию ложных идеалов — тотального сомнения. Размещая себя в центре своей картины мира, он ставит себя на место Бога. Эгоцентризм, бесцельность жизни, вечная скука — всё это раскрывает демоническую сущность Печорина, в которой и заключается трагедия его жизни. Гениальный автор в собирательном портрете Печорина показал губительность бездуховного существования.

Обновлено:
Опубликовал(а):

Внимание!
Если Вы заметили ошибку или опечатку, выделите текст и нажмите Ctrl+Enter.
Тем самым окажете неоценимую пользу проекту и другим читателям.

Спасибо за внимание.

.