|
Внутренняя противоречивость Родиона Раскольникова по роману Ф. М. Достоевского (ЕГЭ по литературе)В психологическом романе Ф. М. Достоевского «Преступление и наказание» читатель становится наблюдателем внутреннего конфликта главного героя Родиона Раскольникова. Его образ полон противоречий. Внутренняя отзывчивость граничит с холодной расчётливостью. Рассмотрим же эпизоды, где проявляются внутренние противоречия героя и чем их можно объяснить. Эпизод, где показана смерть Семёна Захаровича Мармеладова, играет большую роль в раскрытии отзывчивой и сострадательной стороны Раскольникова. После несчастного случая с Захаром Семёновичем, Родион видит, в каком положении находится семья Мармеладовы: Катерина Ивановна осталась одна с тремя голодными детьми, муж потерял все деньги, что даже не на что устроить похороны. Родион помогает безутешной вдове и даёт около двадцати рублей на проводы усопшего. Этот поступок говорит о его готовности помогать людям, отдавать последнее. Символичен и сон Родиона накануне преступления, где маленький Родя становится свидетелем забоя лошади, он испытывает ужас, сильнейшее желание помочь животному, рыдает и не понимает жестокости людей. Ребёнок прорывается уже к мертвой лошади, без конца целует, сердце его заходится от боли. Сны показывают потаённые чувства Раскольникова: врождённое чувство жалости ко всему живому, человечность, желание защитить и уберечь. Это означает, что губительное влияние оказывают внешние факторы. Он вынужден каждый день лицезреть измученные, пьяные лица прохожих, слышать смрад, доносящийся из «распивочных». В этом обществе нет места высоким нравственным ценностям, повсюду разврат и несправедливость. Большую роль сыграла судьба семьи Родион. Дуняша решает выйти замуж за отвратительного Лужина, который не уважает её как личность. Об этом говорит письмо Пульхерии Александровны Раскольникову, где Лужин размышляет о «преимуществах жен, взятых из нищеты». Герой не может смириться с подобной судьбой сестры, в его душе возникает протест. Несправедливость и в тоже время беззащитность «надламывают» рассудок героя. Также встреча в кабаке с Захаром Семёновичем влияет на Раскольникова. Мармеладов рассказывает о своём пьянствующем и разгульном образе жизни, деньги на который вымаливает у единственной дочери, которая «пошла по жёлтому билету», чтобы прокормить семью. Раскольников видит типичную, бедную петербуржскую семью, разными способами борющуюся за существование. И причина всему деньги, бедность и несправедливость. Под таким натиском внутренний мир героя раскалывается на две части, становится ясно, что фамилия Раскольников символична. Он пытается стать спасителем, тем, кого запомнят, обрести власть, начинает просматриваться «наполеоновское начало». Он хочет верить, что принадлежит к «право имеющим», но его природа иная. После кульминационного момента, Раскольников не чувствует того освобождения и удовлетворения, наоборот, делается больным, сам же Родион говорит: «Я себя убил, а не старушонку!». Он в беспамятстве бродит по улице, нравственно гибнет, происходит саморазрушение внутреннего «Я». Последствия внутреннего конфликта отобразились на физическом состоянии героя. Таким образом, врожденная отзывчивость Раскольникова, доброта и способность к состраданию исчезают в условиях социальной несправедливость и безнравственности. Лучшие качества бесполезны в обществе, которое не может отплатить тем же, поэтому Раскольников пытается всячески их подавлять, исправить ситуацию и сделать хоть что-то, способное улучшить его жизнь и жизнь окружающих. Обновлено: Опубликовал(а): NYURA Внимание! Спасибо за внимание. Полезный материал по теме
И это еще не весь материал, воспользуйтесь поиском
|
|