|
Совесть как нравственный компас человека (Школьные сочинения)Что же такое совесть? Наверное, каждый человек ответит на этот вопрос по разному. Кто-то скажет, что голос разума, та грань, которую человек ставит для себя, кто-то ответит, что совесть - это компас, наставляющий и сопутствующий человеку в жизни, а кто-то скажет, что это просто дурацкий внутренний голос, мешающий ему жить так как хочет. Давайте вспомним о знаменитом аргументе блаженного Джона Генри Ньюмана о совести, который он развивает в своем блестящем, но трудном эссе «Помощь грамматике согласия». Ньюман утверждает, что совесть дает каждому человеку ноющее ощущение, что его действия оцениваются как правильные или неправильные, что существует какой-то закон, встроенный в человеческие дела, и что это обеспечивает интуицию существования как Законодателя, так и Судьи. Точка зрения О. Гайсслера иная: Ньюман справедливо считал совесть совершенно не имеющей авторитета в истинах, зависящих исключительно от Откровения. Это означает, что совесть — это естественная способность, внутреннее восприятие структуры и смысла природного мира, то есть естественного закона. В этой сфере совесть предъявляет сильные притязания, к которым обязан прислушиваться каждый человек. Но способность совести не является получателем Откровения; у него нет прямого знания о сверхъестественных истинах и нет полномочий судить об их правдивости на сверхъестественных основаниях. Это не означает, что совесть не играет никакой роли в нашем духовном развитии или в нашем согласии с Откровением. Моральные побуждения совести, безусловно, побуждают нас предполагать существование Бога, понимать, что Бог, который заботится о том, как мы действуем, должен хотеть раскрыть Себя и искать это откровение. Совесть также справедливо заставляет нас подозревать, если претендент на откровение (т. е. утверждение о том, что было раскрыто), кажется, вступает в противоречие с тем, что, как мы знаем естественным образом, является добром или злом. Но совесть — это моральный компас, а не интеллектуальный. В ней ничего не говорится о том, была ли Мария зачата без первородного греха или Христос воскрес из мертвых. Таким образом, в лучшем случае совесть может завести нас только так далеко. Его цель состоит в том, чтобы указать нам на Бога и Откровение и удержать нас от морального заблуждения, когда возникают ситуации (и искушения), чтобы бросить вызов нашей добродетели. Он инстинктивно черпает свои стандарты из фундаментального восприятия интеллектом естественного закона; она создает моральные ориентиры из этого понимания и из всего, что мы узнаем интеллектуально о доброте с течением времени. Когда мы не прислушиваемся к тому, что, как мы действительно знаем, правильно, совесть обвиняет нас. Но оставленная без присмотра, она деградирует, и питается ложью, она обманывает. Поэтому, хотя следование совести является обязанностью, это обязательство, которое предполагает серьезную ответственность. Совесть работает всё лучше и лучше, поскольку она постепенно информируется и совершенствуется тем, что мы открываем об истине другими способами. В конечном счёте, это трамплин к чему-то более глубокому и определенному, чем он сам. Обновлено: Опубликовал(а): Pisakka Внимание! Спасибо за внимание.
|
|