|
Вы здесь: Критика24.ру › Литература XX века
Особенности русской литературы второй половины XX века (Литература XX века)Вторая половина XX века в истории русской литературы, при всей нестабильности внутриполитической обстановки, общественной жизни в стране и её международном положении, стала временем постепенного, но неуклонного движения к свободному творчеству и восстановлению единства русской литературы. 1) Период "оттепели". Термин получил распространение после публикации в 1954 году повести И. Г. Эдинбурга с одноимённым названием. Период постепенного и непоследовательного высвобождения от соц. реализма и жестокого контроля. Преимущественно публицистическая литература. Была распространена "лирическая проза" (Бунин, Паустовский, Солоухов) и "деревенская проза" (Абрамов, Шукшин, Распутин). Остро встала проблема "мы и Сталин": увеличилось внимание к жертвам сталинских репрессий, вера в идеалы революции. Тема мучительного прозрения и противостояние человека и системы. Произведения оценивались больше не по эстетическим, а по идеологическим меркам. Например, "Доктор Живаго", "Один день Ивана Денисовича". Существовала "молодёжная проза", где главным героем обычно был молодой человек со скептическим отношением и моральным ценностям старшего поколения (Гранин, Аксёнов, Вознесенский). Второе рождение темы Великой Отечественной войны (Астафьев, Кондратьев, Бондарев). Сыграли роль литературно-художественные журналы ("Новый мир", "Юность", "Литературная Москва"). Русская поляризация являлась характерной чертой. 2) 1970-1990ые. Период "застоя": писатели, живущие в СССР, не обязательно следующие нормам соц. реализма, и писатели, покинувшие страну после "оттепели". Были возможны личные контакты участие в создании совместных сборников и т. п. "Тихая лирика" (Рубцов, Яшин, Вакулов), "деревенская проза" (Шукшин, Носов, Белов). Образ "малой Родины", предпочтение повествования от первого лица, с повышенной эмоциональностью. Социальной острота соединена с философским осмыслением жизни. "Городская проза" (Есин, Гранин, Трифонов) - мотив тоски и душевной боли. Нравственные проблемы соединяются с описанием жизни обычных граждан. "Громкая поэзия" (Евтушенко, Рождественский, Вознесенский) рассчитана на непосредственный читательский отклик. Литература превращалась в массовую культуру и поднимала проблемы современности. "Бардовская поэзия" (или авторская песня) (Окуджава, Визбор, Галич) известна благодаря распространению магнитофонных записей, массовой литературы. В ней звучали протестные настроения, романтические темы, ностальгия по прошлому. "Возвращенная литература" - от писателей в эмиграции (Шмелёв, Зайцев) или позднее высланных из СССР (Солженицын, Бродский), от опубликованных, но попавших под запрет позднее (Сологуб, Гумилёв), от запрещённых цензурой и издававшихся за рубежом (Пастернак, Замятина, Ахматова). Выходили журналы "Октябрь" и "Знамя". Характерные черты — восстановление единства русской литературы, создание условий для творчества, обмена мыслями, создания течений и направлений. Постмодернизм связывают с романом А. Г. Битова "Пушкинский дом" и поэмой В. В. Ерофеева "Москва-Петушки". Поднималась также историческая тема (Пьецуха, Сорокин, Пелевин). Внутренняя неоднородность, оппозиционность, элементы провокации, представление хаотичной реальности, отсутствие нравственной оценки, сюжеты и образы на "новый лад". Обновлено: Опубликовал(а): Злата Лисс Внимание! Спасибо за внимание.
|
|