|
9. В каких произведениях русской классики XIX века изображаются герои, выражающие новые идеи, и в чем отношение к ним общества сходно с восприятием Базарова представителями дворянства? (ЕГЭ по литературе)В комедии «Горе от ума» А. С. Грибоедова, как и в романе «Отцы и дети» Тургенева изображаются герои, выражающие новые идеи. Так, если в произведении И. С. Тургенева таковым является Евгений Базаров, то в комедии Грибоедова — это Александр Андреевич Чацкий. Оба автора изображают конфликт героев с прогрессивными взглядами с «отцами» или «веком минувшим». Существуют различия в идеологиях, которых придерживаются герои, хотя обе они являются новыми для общества, в котором они находятся. Чацкий борется за свободу и равноправие, гуманность, и стремится принести в фамусовское общество понятия нравственности, духовности, честности, патриотизма. Базаров же является нигилистом и отрицает «всё», но не имеет своей целью донести эту идеологию до дворян, а лишь сам убежден в ней и придерживается её. Однако между ним и Павлом Петровичем возникает спор, как и между Чацким и Фамусовым, Софьей, другими членами фамусовского общества. Но Чацкий сам начинает конфликт, не понимая их идеологию и видя пороки такого уклада жизни, стремясь образумить окружающих и заставить их перестать «дремать в неведеньи счастливом». Представители фамусовского общества негативно реагируют на то, что он нарушает их привычное жизненное устройство. По-другому начинается конфликт между Базаровым и Кирсановым: Павел Петрович начинает спорить с Евгением, будучи несогласным с ним и не понимая его убеждений. Против Чацкого становится всё общество, его признают сумасшедшим и он становится вынужден покинуть Москву. Однако с Евгением такого не происходит, ведь его убеждения разделяют или, по крайней мере, не осуждают многие герои: Аркадий, Ситников, Кукшина, Одинцова, его родители и другие персонажи. Тем не менее, оба автора показывают неспособность и нежелание дворян принимать новые идеи молодого поколения, что становится причиной конфликтов «отцов и детей», «века нынешнего» и «века минувшего». В драме «Гроза» А. Н. Островского также представлен герой, который выражает, как и Евгений Базаров, новые идеи — Александр Кулигин. В отличие от Базарова, Кулигин является представителем старшего поколения, но оба героя имеют прогрессивные взгляды. Кулигин, «механик-самоучка», стремится принести в Калинов новые идеи, обустроить город благодаря новым технологиям. Но его предложения оказываются неоцененными, отвергнутыми властями Калинова — Диким и Кабанихой. Они называют электричество «елистричеством», громоотвод «шестом», обвиняют Кулигина в попытке воровства, совсем не понимая его намерений. Идеология нигилизма Базарова в романе Тургенева так же, как и прогрессивное мышление Кулигина, остается непонятой Павлом Кирсановым. Как у Кулигина с Диким и Кабанихой, так и у него с Павлом Петровичем возникает конфликт, однако вследствие более дерзкого и самоуверенного характера Базарова, его спор с Кирсановым гораздо более серьезен и ярок, нежели у героев «Грозы». Базаров остается не только непонятым, но и высмеянным Павлом Петровичем. Конфликт с обществом не заставляет его отказаться от своих убеждений, как и Кулигина. Однако если Базаров даже после ссоры с Павлом Кирсановым не боится смело заявлять о ценностях нигилизма в обществе, то Кулигин, наоборот, после нескольких отказов властей, старается не злить необразованных и деспотичных Дикого и Кабаниху, предлагая им свои идеи. Общество, где находится Кулигин, необразованно, отстало от всего мира, чего нельзя сказать о том, в котором находится герой Тургенева: Евгений в романе даже находит себе последователей — Ситникова и Аркадия, а многие другие герои с интересом слушают о нигилизме, не споря с героем. Обновлено: Опубликовал(а): Ульяна Огнева Внимание! Спасибо за внимание. Полезный материал по теме
И это еще не весь материал, воспользуйтесь поиском
|
|