|
9. В каких произведениях русских писателей представлены противоречивые, мятущиеся герои и что сближает их с героем лермонтовского романа? (ЕГЭ по литературе)Противоречивые, мятущиеся герои встречаются в романах «Евгений Онегин» А. С. Пушкина и «Отцы и дети» И. С. Тургенева. Образ Евгения Онегина, героя одноименного пушкинского романа, как и образ Печорина, противоречив. Прежде всего, герои не удовлетворены своей жизнью и находятся в постоянном, но безуспешном поиске её смысла. Однако если Печорин часто обращается к рефлексии и обдумывает причины такого своего положения, то Онегин лишь ощущает тоску, и не задумывается о том, почему она возникает. Жажда борьбы также преобладает в образе Печорина, он осознаёт, как важно не «угасать», осуждает бездействие своего поколения в своем монологе. Но и Печорин, и Онегин не совершают значительных действий по улучшению своей жизни. Вследствие неудовлетворенности своей судьбой и жизнью в целом у героев происходит душевный разлад, они раздражительны, тоскливы. Оба героя эгоисты, ставящие на первое место себя и свои переживания. Особенно эта черта проявляется при испытании любовью, которое проходят и Печорин, и Онегин. Так, лермонтовский герой нарочно привлекает к себе внимание княжны Мери, влюбляет её в себя, а позже — ранит и её, и Веру. Онегин же отвергает любящую его Татьяну. Оба героя совершают убийство на дуэлях, произошедших по воле оскорбленных их поведением молодых людей: Печорин убивает Грушницкого, Онегин — Ленского. Постоянно скучая, они совершают столь жестокие по отношению к окружающим поступки, чтобы почувствовать жизнь. Однако в то же время авторы показывают, что их герои способны любить: Печорин в слезах, взволнованно скачет на коне вслед за любимой, Онегин же в конце романа предстает искренне любящим человеком, страдает из-за невозможности быть вместе с Татьяной. При вей их жестокости и эгоизме, герои переживают о совершенных ими поступках, о вреде, нанесенном другим. Так, Онегин покидает деревню, меняется внутренне и предстает перед читателем к концу произведения будто другим человеком. Однако для образа Печорина не характерны коренные изменения: в нем в течение всего романа будто сосуществуют два человека, один из которых ведет себя жестоко, бездействует а другой — осуждает это. Так можно сопоставить образы Печорина и Онегина. В образе Евгения Базарова из романа «Отцы и дети» Тургенева также, как и в образе Печорина, кроется множество противоречий. Однако если образ Печорина в ходе сюжета, хотя и больше раскрывается читателю, но не терпит коренных изменений, то образ Базарова в начале и конце романа автором противопоставляется. Так, в начале Базаров, как и лермонтовский герой, раздражителен, порой груб, эгоистичен. Однако эти черты его образа не вызваны, как у Печорина, его неудовлетворенностью жизнью и поиском её цели — Базаров видит смысл своей жизни в отрицании, нигилизме, науке, твердо отстаивая свою позицию, доказывая её верность. Он холодно, как и Печорин, общается с людьми, но притом остается не так, как он, одинок, ведь имеет верного друга рядом с собой. Впервые увидев Одинцову, Базаров, как и Печорин, сравнивавший девушек с лошадьми, достаточно грубо и сухо оценивает её: «Что за фигура, на остальных баб не похожа». Он отрицает любовь и другие человеческие чувства, и даже к родителям приезжает редко, общается с ними холодно. Печорин же, хотя и не отрицает её существование, но будто избегает любви, что проявляется прежде всего в том, как он обошелся с Верой. Оба героя поначалу предстают перед читателями бесчувственными, однако с ходом сюжета их образы и переживания раскрываются. Монологи Печорина передают его душевный разлад и страдания вследствие него. Противоречивая натура тургеневского героя же открывается в момент кульминации при объяснении его с Одинцовой: он, долгое время отрицая любовь, сам начинает испытывать это чувство, сильно переживая. Когда идеалы Базарова рушатся, он теряет смысл своего существования и начинает метаться, как Печорин, не зная, что ему сделать, чтобы перестать испытывать чувство тоски. Однако перед смертью герой осознает истинные ценности жизни и обретает душевный покой, которого Печорин в романе Лермонтова так и не достиг. И если Базаров, находясь в поисках истины, не причиняет боль окружающим, то лермонтовский герой ранит Веру, княжну Мери, Грушницкого, Бэлу и других героев романа. Таковы сходства и различия образов Печорина и Базарова. Обновлено: Опубликовал(а): Ульяна Огнева Внимание! Спасибо за внимание. Полезный материал по теме
И это еще не весь материал, воспользуйтесь поиском
|
|