|
9. В каких произведениях классики создан образ Москвы и чем эти произведения близки предложенному фрагменту «Евгения Онегина»? (ЕГЭ по литературе)Однако, описание самого города в «Войне и мире» хотя и редко, но также встречается: «О, эти несносные улицы, лавки, калачи, фонари, извозчики!" — так говорит о Москве Николай Ростов, въезжая в город. Во многом такое изображение столицы схоже с пушкинским: «Бухарцы, сани, огороды, купцы, лачужки, мужики…». Как и Пушкин, Толстой при описании города использует прием антитезы, подчеркивающий многогранность Москвы. Помимо этого, изображение столицы в данных произведениях схоже и в том, что авторы описывают город во время войны с Наполеоном. Они изображают силу Москвы, выстоявшей в столь трудное время, перенесшей пожар. Схоже и описание образа Наполеона в обоих произведениях: «он сердито взглянул на доносившего об этом и, отвернувшись, продолжал ходить молча», «отселе, в думу погружен, глядел на грозный пламень он». Толстой в своем романе создает образ Москвы, уделяя особое внимание нравственной убогости высшего общества с помощью диалогов между его представителями, в то время как Пушкин не обращается к описанию людей, а подчеркивает сущность самого города, используя эпитеты и олицетворения. Таковы сходства и отличия образов Москвы, созданных Пушкиным и Толстым. Ещё одним произведением, в котором представлен образ Москвы, является комедия «Горе от ума» А. С. Грибоедова. В отличие от Пушкина, в своей комедии Грибоедов характеризует преимущественно московское дворянское общество, нежели сам город. Так, автор изображает фамусовское общество, в котором царят чинопочитание, лицемерие, лживость и высмеивает его нравы. В комедии Грибоедова преимущественно образ столицы воссоздается через реплики героев, их диалоги и монологи. Так, характерен монолог Фамусова, с помощью которого Грибоедов описывает нравы дворян. К примеру, женщины в фамусовском обществе «к военным людям так и льнут, а потому, что патриотки». Характерно изображение истинного и мнимого патриотизма в комедии — единственным человеком, отстаивавшим ценность русских традиций, языка, манер, в комедии является Чацкий, в конце произведения покинувший столицу: «Вон из Москвы! сюда я больше не ездок». Обращаясь к поэме Пушкина, можно сказать, что и в ней присутствует тема патриотизма: «Москва... как много в этом звуке для сердца русского слилось! Как много в нем отозвалось!». Однако она раскрывается через восторженное настроение лирического героя, его преданность Москве, которые автор передает с помощью риторических восклицаний и различных тропов. Прием антитезы, использованный Грибоедовым, противопоставившим «век нынешний» «веку минувшему», есть и в «Евгении Онегине». Однако, если Грибоедов использует его, чтобы подчеркнуть уродливость московского дворянства, то Пушкин — чтобы передать многогранность образа Москвы с ее «лачужками» и «дворцами». Образ Москвы у Грибоедова изображается сатирически, а Пушкин пишет о столице с любовью и гордостью. Так можно сопоставить изображение Москвы в комедии Грибоедова и в романе А. С. Пушкина. Обновлено: Опубликовал(а): Ульяна Огнева Внимание! Спасибо за внимание. Полезный материал по теме
И это еще не весь материал, воспользуйтесь поиском
|
|